Posted 29 октября 2020, 16:29
Published 29 октября 2020, 16:29
Modified 30 марта 2024, 13:04
Updated 30 марта 2024, 13:04
Когда-то Путин взлетел на контрасте с Ельциным: старый президент был старый и немощный, а новый — молодой и сильный. На новом витке — с учетом изрядно поднадоевшего президентства Путина — сценарий игры на контрасте может повториться. Самым серьезным потенциалом в этот раз будут обладать пожилые и не шибко здоровые кандидаты. «Этот по крайней мере двадцать лет не будет править», — скажет про такого избиратель и проголосует за него по принципу наименьшего зла. Кампанию такому кандидату надо провести под слоганом «Не засижусь».
Если отбросить шутки, то можно вспомнить Порфирио Диаса. Многие знают, что мексиканские президенты избираются только на один срок, потому что второй им запрещен Конституцией. Немногие, однако, помнят, откуда это ограничение взялось. На самом деле оно стало реакцией мексиканского общества на 35-летнее правление этого самого Диаса. Ну вы знаете: по принципу «never again». Диас поначалу тоже был молод и динамичен, что-то там реформировал и вообще сильно активничал. Как и Путин, сначала он был очень популярен, однако под занавес так всем надоел, что этого ощущения хватило, чтобы внести после его ухода соответствующую поправку в Конституцию.
Вполне возможно, что кто-то из российских оппозиционеров захочет провести кампанию следующего года под лозунгом принятия поправки, аналогичной мексиканской. Не факт, что тот, кто это сделает, не наберет много голосов.
Постановка в повестку того же самого вопроса, кстати, возможна и в Беларуси.
Аббас Галлямов, политолог