Posted 27 октября 2020, 18:42
Published 27 октября 2020, 18:42
Modified 30 марта, 13:05
Updated 30 марта, 13:05
Депутаты Госдумы единогласно поддержали во вторник в первом чтении пакет законопроектов, закрепляющих верховенство российской Конституции над международными договорами и решениями межгосударственных органов, включая вердикты Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге.
Законопроекты были внесены в Госдуму президентом в развитие положений обновленной Конституции, за поправки в которую всенародно проголосовали в июле. В общей сложности проекты предусматривают изменения в пять кодексов и 115 законодательных актов. Их суть сводится к тому, что отныне «не допускается применение правил международных договоров в их истолковании, противоречащим Конституции».
Вторая из наиболее важных принятых норм гласит, что «решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, не подлежат исполнению в Российской Федерации».
Другими словами, на территории России устанавливается примат Конституции над международными актами. Разбираться в каждом конкретном спорном случае станет Конституционный суд. При этом, если выяснится, что российский законодательный акт (от федерального конституционного закона до нормативно-правового акта регионального уровня) противоречит международному, то действовать будут именно последний, пояснил на заседании в ходе дискуссии по законопроектам глава комитета Госдумы по законодательству и госстроительству Павел Крашенинников.
Он представил новые нормы как «элемент защиты суверенитета» — если Россия сочтет, что международные договоры больше не отвечают ее интересам, есть возможность выйти из них.
«Мы за примат национального права», — поддержали законопроекты во фракции ЛДПР. Депутат от этой партии Алексей Диденко напомнил, что в российском федеральном законе о местном самоуправлении до сих пор есть статья, в которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международных договоров «стоят выше Конституции», чего, по его словам, в принципе быть не должно.
«Но мы настаиваем на более радикальном подходе — вся наша система права должна стоять выше международных договоров», — продолжил Диденко, сославшись на опыт США. Для этого потребуется пересмотр всей Конституции, но политического консенсуса на этот счет пока нет, сказал депутат.
Действительно, если вчитаться в действующую статью 15 Конституции РФ, то окажется, что международное право и международные договоры РФ по-прежнему остаются доминантной частью российской правовой системы. «Так что, на самом деле, никакого приоритета национального законодательства нет», — пришел к выводу депутат Госдумы от КПРФ Николай Коломейцев. А его коллега по фракции Юрий Синельщиков и вовсе указал на имеющиеся логические противоречия принимаемых норм: «Законы у нас будут строиться в развитие Конституции, но как она будет работать, если действующее федеральное законодательство должно отвечать нормам международного права?»
Несмотря на это, депутаты от «Единой России» продолжали утверждать, что закрепление приоритета Конституции поможет России обеспечить политический суверенитет.
«Принятие этих законов отменяет полуколониальный принцип верховенства некоторых международных норм над нашей Конституцией — это политически очень важно», — заявил вице-спикер Госдумы, единоросс Петр Толстой. Он убежден, что в будущем именно на этом основании Россия сможет юридически игнорировать международные решения, в которых Крым не признается российским. «То же касается ювенальной юстиции, возможностей однополым парам усыновлять детей и ряд других норм, которые неприемлемы в России», — указал депутат.
«Невозможно импортировать в страну законы и ценности, это все выглядит, как стеклянные бусы, которые дали туземцам, чтобы поиграться», — добавил Толстой.
А «эсер» Николай Рыжак и вовсе дал понять, что России давно пора поставить под сомнение необходимость соблюдения норм международного права в его нынешнем виде. «Ведь что такое право? Это выраженная в законе воля господствующего (в данном случае международного) класса, с которым мы находимся в конфронтации, понимая, что добра России эти господа не несли и никогда не будут», — заявил депутат.
В КПРФ же выразили опасения, что если Россия пойдет по такому пути, то рано или поздно окажется в международной изоляции.
«Давайте все-таки не будем сравнивать с бусами, — неожиданно вмешался в дискуссию полпред президента в Госдуме Гарри Минх. — Даже в ранее действовавшей редакции (Конституции) нормы международного права — это не то, что нам навязал „дядя Сэм“. Это те нормы, которые мы добровольно включили в правовую систему через решения госорганов, это наши с вами решения, наши суверенные решения и суверенитет РФ в этом контексте был незыблем».
По его словам, необходимость закрепления приоритета Конституции над международными актами возникла в связи с тем, что межгосударственные инстанции «вдруг стали принимать прецедентного рода решения». «И получалось так, что решениями того же ЕСПЧ брался текст конвенции, которую ранее ратифицировала Россия, и дописывался. Например, что осужденные имеют право голосовать на выборах. Но у нас в Конституции другая норма — запрещающая, а под такой нормой (внесенной в конвенцию на основании решения ЕСПЧ) мы не подписывались (при ратификации этой конвенции)», — пояснил Минх.
В итоге в Госдуме признали, что закрепление приоритета Конституции над международными актами не означает отказа России от следования взятым на себя международным обязательствам, но, судя по всему, только тех, которые наши власти желают и готовы исполнять. Простые же граждане, как и сейчас, смогут и дальше обращаться с исками в ЕСПЧ. Другое дело, что в России уже несколько лет действует закон о необязательности исполнения вердиктов, которые выносит суд в Страсбурге. Однако, как сообщил тот же Толстой, 98% решений ЕСПЧ все же исполняется российскими властями, но только, «если они не носят политизированного характера».
Елена Земскова