Пандемия коронавирусной инфекции и вызванный карантинными ограничениями экономический кризис повлияли на желание россиян брать потребительские кредиты: в нынешнем году они стали гораздо реже соглашаться на финальные условия банков по ссудам. Такие данные приводятся в исследовании бюро кредитных историй «Эквифакс», которое оценило для этого сегмента take rate — долю выданных кредитов по отношению к количеству одобренных банками заявок от потенциальных заемщиков.
По данным бюро, в январе–августе средний take rate по необеспеченным ссудам составил 31,9% — это означает, что меньше трети заемщиков соглашались на условия и в итоге брали кредит. По сравнению с аналогичным периодом 2019 года показатель снизился на 13,1 процентного пункта — тогда одобренные кредиты забирали 45%, сообщает РБК.
Исторически минимальное значение take rate в этом году — 29,4% — было зафиксировано в мае, когда во многих российских регионах сохранялись жесткие санитарные ограничения из-за пандемии. В июне–августе показатель восстанавливался, но так и не достиг значений докризисных месяцев.
Как полагает управляющий директор розничных кредитных продуктов Райффайзенбанка Андрей Спиваков, увеличение числа отказов от ранее одобренных предложений напрямую связано с пандемией. «В период острой неопределенности люди предпочитают если не снижать, то точно не увеличивать кредитную нагрузку, поэтому с апреля по июнь много клиентов просто не вышли на сделки, а поскольку это треть года, то отсюда и просадка», — поясняет эксперт.
Напомним, что российская экономика в феврале–марте 2020 года оказалась под мощным воздействием сразу двух негативных факторов — стремительного распространения пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 и ее пагубного влияния на глобальную экономику, а также обвала цен на нефть. На этом фоне рубль существенно обесценился к доллару и евро. Реагируя на ситуацию, правительство и Банк России последовательно вводили несколько пакетов мер по поддержке экономики и граждан.
11 мая президент РФ Владимир Путин объявил о завершении с 12 мая единого периода нерабочих дней, действовавшего с 30 марта в рамках борьбы с COVID-19.
2 июня премьер-министр Михаил Мишустин представил главе государства первый вариант общенационального плана по восстановлению российской экономики в 2020–2021 годах. 19 июня Путину был направлен доработанный проект нацплана, а 23 сентября правительство утвердило окончательный вариант документа (стоимостью около 6,4 трлн рублей).
Добавим также, что по итогам II квартала 2020 года экономика РФ сократилась, по оценкам Росстата, на 8% в годовом сопоставлении, а за I полугодие — на 3,4%.
В августе, по данным Минэкономразвития (МЭР), ВВП страны уменьшился на 4,3% в годовом выражении после падения на 4,6% по уточненным данным (с 4,7%) в июле, а за 8 месяцев с начала текущего года — на 3,6%.
В начале сентября МЭР пересмотрело в сторону улучшения прогноз экономического спада в России на 2020 год — до 3,9% с 4,8% в июньской версии. Позже председатель Центробанка РФ Эльвира Набиуллина заявила на брифинге, что регулятор намерен в октябре уточнить свой макропрогноз (сейчас предполагает падение ВВП на 4,5-5,5%).