Posted 19 октября 2020, 15:00
Published 19 октября 2020, 15:00
Modified 30 марта, 13:09
Updated 30 марта, 13:09
Европейский Союз оказался не готов ко второй волне коронавируса примерно настолько же, насколько и к первой. Попытки Еврокомиссии минимизировать вред заметных результатов пока не приносят. Страны ЕС вяло обсуждают разработку общих требований пересечения границ, карантинных мер хотя бы для иностранцев (со своими гражданами государства обходятся на свое усмотрение) и единого образца бумажных и электронных результатов тестов на ковид.
Ситуация везде стремительно меняется. Словакия, например, которая весной первой «закрылась» для иностранцев и повторила этот номер сейчас, теперь решила провести еще и поголовное тестирование граждан. На это будут брошены восемь тысяч военных, а тестировать будут опять же двумя волнами — вначале в зонах наибольшего заражения, а неделей позже начнут проверять и всех остальных.
Вопрос о добровольности не стоит. При том, что накануне в Братиславе полиции пришлось разогнать митинг так называемых ковид-диссидентов. Это очень и очень разнообразное сообщество, в которое власти большинства стран ЕС стараются вписать как противников обязательного ношения масок, так и своих политических оппонентов, которые не согласны с ограничениями гражданских свобод.
В минувшие выходные разогнала полиция подобный митинг и в Праге. Для Чехии это событие почти невиданное, последний раз столкновения с полицией были здесь несколько лет назад и речь шла о леворадикалах. Теперь же, сразу по завершению официальной части митинга, футбольные фанаты, присоединившиеся в этой акции сами атаковали полицию. В нее полетели стеклянные бутылки и даже брусчатка. В ответ были применены водометы и слезоточивый газ. Как итог — 16 задержанных, причем, как отмечает полиция, девятеро из них были вооружены.
Тем не менее, в Чехии не собираются пока ни проводить всеобщее тестирование, как в Словакии, ни вводить комендантский час, как это уже сделали в ряде городов Франции, а также в Бельгии. Зато закрыты чешские рестораны и пивные. Как и в Бельгии, тут разрешено заказывать еду только на вынос (в теории, нельзя даже сесть на летних верандах с этой же едой). Запрещено в Чехии продавать и разливное пиво — только бутилированное. Правда, многие даже малые пивовары перешли на стеклянную и пластиковую тару, а для тех, кому лень идти домой, есть задние дворики, незаметные с улицы. Покупателям с готовностью могут дать и пластиковые стаканы, хотя распитие алкогольных напитков на улице чешское правительство запретило.
В свою очередь, Польша, также расположенная на востоке ЕС, на минувшей неделе вслед за Чехией объявила о закрытии бассейнов и фитнес-центров. А еще там ввели обязательное ношение масок даже на улице. В «красной зоне» (определяемой по количеству заболевающих каждый день) оказалась столица страны Варшава. Это, кстати, распространенная ситуация в Евросоюзе. То же самое в Германии, где в Берлине рост заболеваемости выше, чем в среднем по стране, или в Испании, где Мадрид еще две недели назад посадили на строгий карантин.
Впрочем, самые жесткие меры ввела еще в сентябре Венгрия, которую иногда называют «диктатурой-лайт» внутри Европейского Союза из-за политики ее лидера Виктора Орбана. Как только начался рост заболеваемости, националистически настроенные власти объявили, что «все зло от иностранцев» и закрыли границы. Этот режим был продлен и в октябре. Въехать на территорию Венгрии жители соседних стран могут только со свежим отрицательным тестом на коронавирус.
Вузы и школы в некоторых странах ЕС переведены на онлайн-обучение. Например, так поступили в Чехии, где работают только детские сады и закрыты даже кружки. Школьные проездные, конечно, никто не блокирует, но, например, в пражских торговых центрах ограничили работу беспроводного бесплатного интернета, чтобы дети там не «кучковались».
При этом очевидно, что у европейских стран, как и у России, нет сейчас ясной стратегии на ближайшие недели. Нет даже согласия между отдельными членами правительств. В той же Чехии громкий скандал вызвало случайно записанное на камеру заявление министра труда Яны Малачовой, которая грубо обозвала премьера Андрея Бабиша. «Это бордель, и устроил его Бабиш, а мы все должны это теперь проглотить. Он, дебил, простите меня», — сказала Малачова, думая, что запись ее интервью завершена.
В качестве другого примера можно привести активно идущее во Франции расследование против членов прошлого правительства (отправленного в отставку, в том числе, в связи с обвинениями в недостаточно активной борьбе с ковидом). Уже не раз власти начинают поиск «стрелочников», чтобы списать на них все проблемы, или заявляют, что никакого «комендантского часа» даже представить себе нельзя, а потом все же вводят его.
Словно в известном анекдоте, правящий класс повсеместно старается ограничиться перестановками кроватей, но население все сильнее требует смены действующих лиц. Не удивительно, что рейтинги властей почти повсеместно снижаются. И чем ближе выборы (в Германии и Чехии, как и в России, парламентские кампании пройдут в 2021 году), тем меньше последовательности прослеживается в поведении политиков и чиновников.
Иван Преображенский, Прага