В последние годы власти создали множество бюрократических «институтов развития», которые потратили на свое существование около 5 трлн рублей без каких-либо результатов, а сейчас теми же методами осваивают триллионы от повышенного НДС на разговорах о «национальных проектах».
«Институты развития» — это пример бюрократической деятельности, доведенной до совершенства. Триллионы рублей бюрократией потрачены в основном на себя, на создание «дорожных карт», разработку KPI, согласование того и другого в различных ведомствах, организацию выставок и конференций, PR всеми возможными и невозможными методами. Действия российской бюрократии описываются этапами развития проекта, придуманными народом еще во времена СССР. Эти этапы: «Шумиха» (ныне называемая модным словом «хайп»), «Неразбериха», «Поиск виновных», «Наказание невиновных», «Награждение непричастных».
Давайте вспомним эти шумные проекты:
2010 — «инноватика» и «силиконовая долина» в Сколково;
2011 — «новая индустриализация на 43 трлн» и «25 млн высокотехнологичных рабочих мест»;
2011 — «Государственная программа Вооружений-2016/2020»;
2012 — создание «аналога американской ДАРПА» Фонда перспективных исследований;
2014 — «импортозамещение»;
2016 — «сквозные технологии»;
2017 — «майнинг криптовалют» и «блокчейн»;
2018 — «цифровая экономика»;
2019 — «национальные проекты».
Этап «Шумиха». Объявление «первым лицом» программы, ее целей и задач, обещающих процветание, развитие и лидерство стране. Правительственные заседания с вынесением постановлений и назначением ответственных за разработку «дорожных карт», системы контроля и отчетности, KPI для себя и других. PR по всем средствам массовой информации — от ТВ до «ольгинских троллей», грозящих народу России «процветанием, развитием и лидерством». Царство «хайпа». «Хайпуют» все. Те, кто был «специалистами» в предыдущем проекте, тут же становятся коучами и специалистами в новообъявленном.
Этап «Неразбериха». Начинают поступать первые деньги по проектам. «Дорожные карты», на разработку которых потрачены огромные средства, тут же забываются — и начинается дележ бюджетных денег среди «своих». Тщательно разработанные KPI тоже сразу забываются или чиновники выводятся из-под необходимости оценивать результаты своей работы. Много противоречащих друг другу постановлений. Но деньги продолжают активно утекать в направлении «своих» для властей и чиновников бизнесов. Приостановки, ускорения, начальственные окрики. СМИ от ТВ до «ольгинских троллей» изображают жизнь, как будто проект уже реализован.
Этап «Поиск виновных». Через некоторое время ко всем, включая «первоое лицо», приходит ощущение, что все деньги потрачены и исчезли в непонятных направлениях, по чистой случайности опять всплыв в Лондоне, на Лазурном берегу или в Майями. И тут «раз-два-три-четыре-пять — Прокуратура, СКР и Счетная палата идут искать».
Этап «Наказание виновных». Возбуждаются уголовные дела, ведется следствие, находятся виноватые. Но совсем не те, кто тратил, распределял и выводил «в Лондон» деньги, а мелкие сошки — предприниматели, поверившие в этот проект и присоединившиеся к его исполнению, а иногда и простые исполнители, которые за «три копейки не смогли разработать iPhone». Некоторых даже посадят, некоторых убьют в СИЗО, чтобы обезопасить тех, кто на этом «нагрел руки», у части предпринимателей «отожмут» бизнес.
Этап «Награждение непричастных». Тут начинается столпотворение: кому-то вручаются государственные награды, кому-то — премии. Правда, это оказываются совсем не те лица, которые пытались реализовать первоначальный проект. Часть тех, кто реально поверил и пытался что-то сделать, уже сидит, а кто-то на свободе, но без денег и бизнеса. Теперь можно запускать новый проект развития, переходя опять к этапу 1 — «Шумиха».
Если государство хочет развития, оно должно снизить налоги на сумму всей помощи и поддержки, заодно полностью сократив армии бюрократов, занятых этим делом. Не умеете — дайте работать другим, тем, кто умеет. Но наша бюрократия со всем своим «слабоумием и отвагой» берется за новые задачи, не решив и провалив все предыдущие, с гордым видом и бесконечный «верой в успех» в глазах.
Нам не «качество государства» улучшать надо («горбатого только могила исправит»), а сокращать зоны, куда наша нерадивая бюрократия имеет право вмешиваться со своей бесконечной тупостью, наглостью и безответственностью.