Posted 13 октября 2020, 17:08
Published 13 октября 2020, 17:08
Modified 30 марта, 13:11
Updated 30 марта, 13:11
Депутаты Госдумы одобрили во вторник в первом чтении пакет законопроектов, внесенных в Госдуму президентом в развитие обновленной Конституции. Они касаются организации работы правительства, Конституционного суда, а также органов прокуратуры. Поскольку все они имеют статус федеральных конституционных законов, то для их принятия в Госдуме понадобилось как минимум 300 голосов. Набралось в итоге больше, хотя без дискуссий не обошлось.
Дело в том, что от участия в голосовании уклонилась фракция КПРФ. Коммунисты, которые еще весной выступили против «обнуления» президентских сроков, предупредили об опасности «установления в стране монархии». «По сути, мы делаем… шаг к монархии, а вот будет ли эта монархия конституционной, еще бабушка надвое сказала», — заявила коммунистка Вера Ганзя.
В КПРФ проанализировали новые нормы и пришли к выводу, что они усиливают и без того огромные президентские полномочия в ущерб конституционному принципу разделения властей. «Статус правительства, по нашему мнению, понижается», — сказала Ганзя. «Если сейчас правительство является высшим исполнительным органом власти, то теперь оно останется исполнительным органом власти, но под руководством президента РФ. Такое расширение полномочий — это чересчур», — пояснила она.
Новый закон действительно устанавливает, что исполнительную власть в России осуществляют правительство и иные федеральные органы исполнительной власти, но под общим руководством президента. Премьер-министр будет нести персональную ответственность перед президентом за осуществление возложенных на правительство полномочий, подчеркивается в законопроекте. Мало того, силовой блок правительства также станет напрямую подчиняться главе государства, он же получил право по назначению всех прокуроров.
Однако глава комитета Госдумы по законодательству и госстроительству Павел Крашенинников, который на этот раз также выступил и в роли представителя президента (он входит в рабочую группу по изменению Конституции, — «Росбалт»), не увидел в новых нормах ни одного признака узурпации власти. «Все ветви и уровни власти совершенствуются внутри и между собой», — сказал Крашенинников, представляя депутатам законопроект о правительстве. Позднее он добавил, что в результате принятия новых законов «появляется механизм, который не позволит остановить работу власти в случае политического кризиса».
«Если есть заблуждения по поводу того, какая у нас республика, то она у нас президентская — как была, так и остается», — так юрист Крашенинников, по сути, аргументировал необходимость сосредоточения власти в руках президента. Хотя политологи могли бы ему возразить, что до сих пор Россия считалась смешанной, то есть президентско-парламентской республикой.
Теперь же обозначился дрейф в сторону суперпрезидентской модели власти. Так, отдельные депутаты дали понять, что их не устраивает формальное расширение полномочий Госдумы, которая теперь хоть и сможет устраивать предварительный отбор кандидатов в министры, но при этом не сможет их увольнять в случае утраты доверия. «По логике, если Дума утверждает отдельных министров, то она должна иметь полномочия и отправить их в отставку», — сказал депутат от КПРФ Николай Осадчий.
Другие депутаты предположили, что и при отборе кандидатов в министры при формировании нового состава правительства думцам отведут лишь формальную роль. «Скорее всего, внесут кандидатуры министров „пакетом“, а срок на их рассмотрение дадут неделю, разве можно за такой короткий временной отрезок принять рациональное решение?», — недоумевал депутат от «Справедливой России» Олег Шеин. Но Павел Крашенинников ему ответил, что депутатам вполне хватит отведенного времени.
«А, может, нам прописать в законе нормы о добровольном сложении правительством своих полномочий, если оно не обеспечивает рост экономики и решение других возложенных на него задач?», — не унималась Вера Ганзя. «Право добровольной отставки есть у каждого министра — человек может уйти сам, а мы можем поставить вопрос о недоверии правительству, как и сам премьер может нас спросить об этом», — возражал ей Крашенинников.
Депутаты наперебой выдвигали свои предложения по переустройству системы власти в стране — от введения запрета на доминирование в парламенте одной партии до воссоздания аналога Госплана. Между тем, никто на заседании не обратил внимание на то, что новые нормы позволяют президенту «прижимать к ногтю» не только правительство, но и судебную власть вместе с самим парламентом.
Так, у главы государства теперь появится дополнительное право вето на рассматриваемые Госдумой законы. По его запросу Конституционный суд сможет проверять конституционность законопроектов еще до их принятия Госдумой в третьем чтении, а также принятых законов до их подписания самим президентом, равно как и законов субъектов РФ до их обнародования главой региона. Внесение в КС такого запроса будет означать приостановление дальнейшей работы над правовыми актами до вынесения решения суда. При этом количество самих судей КС урежут с нынешних 19 до 11 человек.
«Сокращение числа судей с давлением на них приведет к политизации Конституционного суда и подчинения судебной власти президенту, то есть Путину. Президент сказал — все будет выполнено», — оценили суть предлагаемых изменений в стане думской оппозиции.
Елена Земскова