Posted 13 октября 2020, 05:42
Published 13 октября 2020, 05:42
Modified 30 марта, 13:11
Updated 30 марта, 13:11
Во время пандемии россияне прошли пять стадий перемен в потребительских привычках. Об этом говорится в совместном исследовании компании The Boston Consulting Group (BCG) и исследовательского холдинга «Ромир».
Так, период с января по март — время, предшествующее карантину и режиму самоизоляции, — эксперты характеризуют как «затишье перед бурей». В то время россияне чувствовали себя в безопасности в своей стране, считая COVID-19 внешней проблемой.
С марта, когда стало очевидно, что инфекция проникла в РФ, по май длилась стадия «вспышка и закупка впрок». Потребительское поведение стало скачкообразным, на фоне опасений дефицита и тотального карантина россияне скупали продукты и товары первого потребления настолько активно, что магазины не успевали пополнять запасы.
С мая по июнь длился период стабилизации, когда все стороны — и потребители, и предприятия — адаптировались к другим условиям. Период восстановления начался в июне и продлился до сентября — россияне снова вернулись к покупкам во всех товарных категориях.
После наступила стадия, которая длится до сих пор. Эксперты назвали ее «Новая реальность — что нас ждет впереди?». Россияне обеспокоены перспективами наступления второй волны пандемии коронавируса: они избегают лишних поездок, многие работают на удаленке, предприниматели «цифровизируют» свое предложение и цепочку поставок. Большинство россиян ожидают увеличения собственных расходов на услуги ЖКХ, мобильную связь, продукты питания и товары для детей (еда, одежда), а также домашний интернет и безрецептурные препараты.
По 90% категорий товаров и услуг, о планах по расходам на которые опрашивали людей, сохраняется отрицательный баланс спроса. Около трети респондентов сказали, что считают, вообще никогда больше не будут тратить на рестораны (36%) и путешествия (34%) столько же, сколько и до кризиса.
Всего в мире зарегистрировано более 37 млн заболевших коронавирусом, в том числе более 1,3 млн — в России. От болезни скончались в стране почти 23 тыс. человек, а в мире — свыше 1 млн.