Posted 8 октября 2020, 10:07

Published 8 октября 2020, 10:07

Modified 30 марта, 13:13

Updated 30 марта, 13:13

Армения осталась совсем одна

8 октября 2020, 10:07
Похоже, Москву вполне устроит, если Баку силой оружия решит карабахскую проблему, а в Ереване в результате этого падет правительство Пашиняна, полагают эксперты.

После заявлений России и Ирана, сделанных в один и тот же день по поводу новой войны между Арменией и Азербайджаном за Нагорный Карабах, стало очевидно, что Ереван в его нынешнем военном противостоянии с Баку, опирающимся на твердую поддержку Турции, оказался в полной политической и военной изоляции.

Напомним, что Армения и Россия являются членами Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), согласно уставу которой военное нападение на одну из стран этого блока, означает нападение на других его членов, а значит военную помощь с их стороны. Больше того, в первые дни новой войны в СМИ прошла информация (впрочем, опровергнутая Тегераном), что Россия через воздушное пространство Ирана поставила Армении три истребителя МиГ-29.

Подобная версия казалась довольно логичной, учитывая союзнические обязательства Москвы перед Ереваном по линии ОДКБ, а также тот факт, что на территории Армении расположена российская военная база в Гюмри. Не забудем также, что Баку в своем стремлении вернуть Нагорный Карабах опирается на однозначную политическую и военную помощь Турции, с которой у РФ последние годы, мягко говоря, непростые отношения. Анкара, напомним, недавно ввела свои войска в Азербайджан и провела с его армией полноценные военные учения.

И вот Кремль, судя по всему, окончательно определил свою позицию в карабахском вопросе. 7 октября президент РФ Владимир Путин в интервью телеканалу «Россия» специально подчеркнул: «Как известно, Армения является членом ОДКБ, у нас перед Арменией есть определенные обязательства в рамках этого договора. Но боевые действия, к огромному нашему сожалению, продолжаются до сих пор, они ведутся не на территории Армении. Что же касается исполнения Россией своих договорных обязательств в рамках этого договора, то мы всегда исполняли, исполняем и будем исполнять свои обязательства».

В переводе с дипломатического языка это означает, что если боевые действия в нынешней армяно-азербайджанской войне не будут перенесены на территорию собственно Армении, никакой помощи от своего главного союзника по ОДКБ Еревану ждать не приходится.

До недавнего времени армянский премьер Никол Пашинян в какой-то мере рассчитывал еще и на поддержку Ирана, с которым у Еревана в последние годы сложились довольно тесные торгово-экономические и добрососедские отношения. Однако почти одновременно с тем, как Путин озвучил позицию Кремля в карабахском вопросе, то же самое сделал и Иран устами помощника духовного лидера Исламской республики по внешнеполитическим вопросам Али Велаяти, заявившего, что «Армения должна вернуть Азербайджану территорию Нагорного Карабаха».

Такое резкое изменение позиции официального Тегерана в армяно-азербайджанском конфликте, во-первых, вызвано тем, что в Иране проживает от 18 млн до 25 млн этнических азербайджанцев, что составляет примерно четверть из 82-миллионного населения этой страны, сказал «Росбалту» старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, эксперт по проблемам Ирана Владимир Сажин. Во-вторых, азербайджанцем по национальности является и верховный лидер Исламской республики Али Хаменеи, отмечает Сажин.

«Азербайджанский вопрос в Иране всегда в большей или меньшей степени стоял во внутриполитической повестке этой страны», — объясняет востоковед. Он добавляет, что буквально несколько дней назад в азербайджанских районах на севере Ирана прошли массовые демонстрации местного населения в поддержку Баку в этой войне.

В связи с этим эксперт связывает изменение позиции официального Тегерана в этом конфликте в сторону поддержки Азербайджана с тем, что в условиях нынешних экономических и внешнеполитических проблем своей страны, руководство Исламской республики не хотело бы добавить к ним еще и национальные.

Дополняет картину еще один существенный штрих. На днях дружественная Армении Грузия заявила, что прекращает пропускать через свою территорию и воздушное пространство военные грузы для обоих воюющих государств.

Для Армении, не имеющей общей границы с Россией и выхода к морю, все это означает практически полную блокаду. Азербайджан же, напротив, как получал, так и будет получать оружие и боеприпасы, например, от Турции, Израиля и не только от них.

Положение Армении в новой войне с Азербайджаном за Нагорный Карабах усугубляется также тем, что международное право в этом вопросе не на ее стороне. ООН однозначно считает Карабах частью Азербайджана. Фактически, Еревану в этих условиях остается уповать только на проармянские симпатии части представителей западных стран, да на собственную армию. Однако на поле боя, судя по имеющимся данным, для Армении все тоже обстоит не лучшим образом. Дела на фронте, похоже, складываются не в пользу армянских вооруженных сил, хотя буквально накануне Пашинян в интервью РБК объяснил территориальные потери «задумкой карабахских военачальников», которым удалось заманить в «котел» целый корпус азербайджанской армии.

Однако пока «окончательной победы карабахской армии», которую ожидает армянский премьер, не просматривается. Дело не только в том, что более бедная Армения в течение многих лет не могла тратить столько же средств на новейшие виды вооружений, сколько тратил на эти цели гораздо более богатый Азербайджан, обладающий большими запасами нефти и газа. Как отметил в беседе с «Росбалтом» военный эксперт Павел Фельгенгауэр, «Армения готовилась к прошлой войне», больше уповая на боевой дух своих солдат, нежели на современную технику.

Результаты такой предвоенной стратегии сказываются сегодня на поле боя. «Азербайджан имел техническое превосходство над Арменией до войны, а сейчас он просто побеждает. Уже десять дней азербайджанские войска удерживают инициативу, а это серьезно. Армянам перехватить ее не удается. Попытки контрударов армянских вооруженных сил проваливаются. Они даже сконцентрировать их не могут, потому что их формирования находятся под постоянными ударами азербайджанских средств залпового огня, артиллерии, авиации, получающих информацию от беспилотников», — отмечает эксперт.

О том, что ситуация на поле боя сейчас не в пользу Армении говорит и тот факт, что Никол Пашинян, кажется, впервые за все время своего премьерства заговорил о возможности компромисса с Азербайджаном по Нагорному Карабаху. Раньше, как мы помним, он высказывался в том духе, что «Карабах — это Армения и точка».

Премьер Пашинян, в случае поражения в этой войне рискует потерять свой пост, уверен Фельгенгауэр, добавляя, что, несмотря на то, что хоть и не он один виноват в том, что его страна оказалась к ней не готова, «ему за это придется ответить».

Эксперт предполагает, что теперь не исключено, что может начаться «война городов, то есть обстрелы Еревана и Баку, что может втянуть в эту войну Россию, которая в нее втягиваться не хочет». Москву, с его точки зрения, вполне устроит, если Азербайджан силой оружия решит карабахскую проблему, а в Армении в результате этого падет правительство Пашиняна.

В этих обстоятельствах армяне действительно могут рассчитывать только на себя. Однако их военно-политические возможности сейчас серьезно ограничены.

По мнению авиационного эксперта Вадима Лукашевича, применение Азербайджаном современных турецких и израильских беспилотников создало преимущество его армии в нынешней войне с Арменией.

«Сирия, Ливия, а сейчас и Нагорный Карабах показывают, что беспилотники вообще меняют тактику ведения военных действий, особенно локальных. Карабах — это война в горной местности и дроны здесь хорошо себя показывают, по крайней мере с точки зрения подавления средств ПВО, бронетанковой техники и так далее», — рассказал Лукашевич «Росбалту».

По словам эксперта, «Армения отступает, у Азербайджана сейчас имеется господство в воздухе, а для любых военных действий в современной войне это очень важно. Кроме того, беспилотники дешевле, чем самолет или вертолет, их потеря не столь критична, их можно применять в больших количествах (чем пилотируемую авиацию), они могут летать скоординировано. Сегодня дроны берут на себя функцию армейских штурмовиков. Они меняют лицо войны, в особенности региональной».

Александр Желенин

Подпишитесь