Posted 29 сентября 2020, 08:05
Published 29 сентября 2020, 08:05
Modified 30 марта, 13:17
Updated 30 марта, 13:17
Несколько соображений, которые могут оказаться полезными для оценки происходящего на Южном Кавказе.
Начавшаяся 27 сентября война идет между Россией и Турцией, которые ведут ее чужими руками: Россия — армянскими, Турция — азербайджанскими. Эту войну инициировала Турция, раздраженная попытками Москвы превратить Черное море в «российское озеро» и суетливым вмешательством Кремля в Сирии и Ливии, считающихся в Анкаре зонами турецкого влияния.
Цели Турции, как можно предположить:
— показать всем, что именно она, а не Россия, играет решающую роль на Южном Кавказе;
— увязать условия прекращения огня с российскими уступками по другим проблемам российско-турецких отношений.
Азербайджанское наступление началось сразу после завершения российских учений «Кавказ-2020», призванных показать, что «броня крепка и танки наши быстры». Не показали. Военные позиции России на Южном Кавказе несопоставимы с турецкими. Российская 102-я база в Гюмри — мотострелковая бригада численностью около 4000 человек и авиаэскадрилья с 18 боевыми самолетами. Один только 9-й корпус турецкой армии, развернутый на границах с Арменией и Грузией, включает в себя танковую, шесть механизированных и четыре пехотные бригады. Если Россия вмешается в войну, на направлении Гюмри—Ереван может быть создана турецкая ударная группировка численностью 40–50 тысяч человек, имеющая около 370 танков и 700 орудий, пользующаяся поддержкой фронтовой авиации.
По основным показателям военного потенциала Азербайджан в 1,5-2 раза превосходит Армению. Этого недостаточно для занятия Нагорного Карабаха, но достаточно для того, чтобы, нанеся болезненное поражение армяно-карабахским войскам, разблокировать процесс урегулирования карабахской проблемы и вести переговоры с более сильных позиций. Возможно, добиться возвращения нескольких азербайджанских районов, прилегающих к Нагорному Карабаху, оккупированных Арменией.