Posted 26 сентября 2020, 06:40

Published 26 сентября 2020, 06:40

Modified 30 марта, 13:18

Updated 30 марта, 13:18

Страшная сказка стала реальностью

26 сентября 2020, 06:40
Людмила Семенова
На российские экраны вышел сериал, который можно назвать пророческим и предостерегающим от фатальных ошибок в эпоху пандемии.

Во время коронакризиса, который по-прежнему держит в тисках не только систему здравоохранения и экономику, но и культуру, никого уже не удивить сериалами на тему эпидемий и изоляции. В определенный момент их производство было поставлено на поток, а качество неуклонно снижалось.

Но проект «Закрытый сезон» сильно выделяется на общем фоне. И, пожалуй, гораздо лучше передает состояние людей, столкнувшихся с новой угрозой, чем невнятные попытки разрядить напряжение, которые мы наблюдали в комедийных скринлайф-шоу.

Самое примечательное в этом сериале то, что он, по утверждению съемочной группы, создан не «по следам» нынешней пандемии, а гораздо раньше — съемки проходили летом 2019-го, а сценарий, как сообщила режиссер Дарья Полторацкая, был написан два года назад. Поэтому на момент премьеры «Закрытый сезон» превратился в зловещее пророчество и предостережение одновременно.

По сюжету, в небольшом городке у моря начинается череда смертей от какой-то заразы. Чтобы найти ее источник и остановить дальнейшее распространение, из Москвы приезжает врач-эпидемиолог Евгений Левин (его играет Кирилл Гребенщиков). Предлагаемые им ограничительные меры не нравятся местным бизнесменам, живущим в основном за счет туризма. Однако «хозяин» города, полумафиозный делец Глеб (Петр Баранчеев) относится к врачу с благосклонностью. Напряженность в ситуацию вносит тот факт, что нынешняя супруга Глеба — Катерина (Дарья Урсуляк) — когда-то была женой Евгения. Их брак закончился трагически, но чувства не умерли окончательно, что грозит вылиться в страшный конфликт с непредсказуемыми последствиями.

«Закрытый сезон» — одновременно и медицинский детектив, и социальная драма. Главному герою — незаурядному человеку и профессионалу, который в то же время несет свой груз грехов и слабостей, — приходится противостоять людям, озабоченным лишь потерей прибыли и с тупым упорством не доверяющим врачам. Они привыкли решать проблемы методами из 90-х, ненавидят чужих, «столичных» и вообще всех, кто кажется им «самыми умными».

Видя их невежество и агрессию, невольно задаешься вопросом: заслуживают ли они помощи? Однако врачи на такие вопросы не имеют права. И вдруг становится понятно, в каком чудовищном напряжении приходится работать всем медикам не только во время ЧП, но и каждый день. С одной стороны, люди не желают обращаться к врачам и выполнять их указания, с другой — стараются назначить их виновниками всех смертельных случаев, а выздоровление приписать божьему промыслу.

Конечно, в системе здравоохранения полно прорех, а среди ее сотрудников, увы, попадаются и бездарные, и нечестные, и грубияны. Но вот что примечательно: часто те пациенты, которые действительно столкнулись с некомпетентностью и дурным обращением, не обвиняют огульно всю медицину и не начинают лечить рак керосином, самостоятельно вырывать себе зубы или рожать в ванне. Они понимают, что плохой врач — это не норма, а позор профессии, которая сама по себе заслуживает только уважения и благодарности.

А те, кто поливает традиционную медицину грязью и орет про забытые в пациентах окурки и убитых в роддомах младенцев, в основном ссылаются на чужой опыт — мол, «в газетах писали» или «знакомая знакомой говорила». И только на этом основании призывают полагаться на природу или волю бога, не задумываясь, что если бы все наши предки так рассуждали, люди остались бы дикарями и не могли сегодня строчить гневные посты в интернете.

Поэтому сериалы и фильмы с медицинской тематикой уместны и актуальны во все времена. Ведь болезни, как и другие неординарные ситуации, обостряют в людях и достоинства, и пороки, а инстинкт самосохранения может толкнуть на страшные вещи. В этом отношении показателен эпизод в «Закрытом сезоне», когда женщина-врач говорит своему бывшему мужу — местному продажному полицейскому, сбежавшему из карантинного города: «Почему ты сбежал, я понимаю. Почему не взял жену — не поощряю, но тоже понимаю. А вот почему вернулся?» Впрочем, ответ на этот вопрос оказывается до обидного прозаичным…

В целом сериал сделан добротно и креативно. Виды красивого и немного сонного городка, солнце, морская гладь, зелень и крики чаек оттеняют нарастающую тревожность повествования. Вступительные титры с плавающими под водой персонажами тоже можно назвать ярким и нестандартным ходом. И, кроме того, в этом проекте видно, что российские актеры все-таки умеют играть. Трое главных персонажей, связанных непростыми отношениями и наделенных очень противоречивыми чертами, вызывают сочувствие — и в этом заслуга артистов.

«Закрытый сезон» — редкий пример, когда сериал не просто помогает скоротать досуг, а действительно чему-то учит. Люди никогда не перестают любить, ревновать, вспоминать, мечтать и отстаивать свои интересы. Но во время эпидемий необходимо проявлять особую осторожность и заботу об окружающих — чтобы уберечься самим и помочь медикам победить заразу.

Людмила Семенова

Подпишитесь