Posted 14 сентября 2020, 12:01
Published 14 сентября 2020, 12:01
Modified 30 марта, 13:23
Updated 30 марта, 13:23
В России начинается период общенациональных проверочных работ для школьников (ВПР), которые покажут, чему школьники научились за прошлый учебный год, который закончился дистантом. Изначально такие тесты все школы страны писали по единым оценочным материалам. Главным образом их проводили для учителей и родителей, чтобы они могли понять, на каком уровне дети освоили пройденный материал. Задания, разработанные на федеральном уровне, были едиными для всех школ. На основе их результатов легко понять, какие знания получил школьник и какую работу провел за год учитель. Но это возможно лишь в случае, если работы будут написаны объективно, подчеркнул глава Рособрнадзора Анзор Музаев.
«Когда мы только начали вводить всероссийские проверочные работы, многие директора и учителя, главы муниципалитетов и регионов, как обычно, решили, что мы будем замерять, рейтинговать и наказывать. Стали появляться целые муниципалитеты, в которых дети сдавали ВПР на одни пятерки. Понятно, что это профанация. Изначально в наших методических материалах всегда было четко прописано: не учитывать ВПР при выставлении оценок в четверти и за год. Не учитывать эту оценку для принятия решения о переводе в следующий класс. Эта рекомендация была и есть, она не менялась. Тем не менее, некоторые коллективы нагнетают атмосферу, некоторые учителя серьезно начинают готовиться, занимаются натаскиванием детей. Это то, с чем мы боремся. Этого ни в коем случае делать нельзя», — подчеркнул Музаев.
Ежегодно Рособрнадзор публикует список школ, которые, по статистическим расчетам ведомства, показали на ВПР аномальные, необъективные результаты. За несколько лет эта практика позволила сократить количество таких школ в несколько раз, хотя они все равно остаются. «Все 9 или 11 лет, когда ребенка нужно было качественно обучать предмету, учитель не давал необходимого базиса, а чтобы перед руководством и управлением образования выглядеть красиво, ставил завышенные оценки. В ряде школ эти процессы еще идут. Я думаю, ни один родитель или ребенок не хочет оказаться в ситуации, когда все годы оценки были хорошими, а выпускные экзамены преподнесли неприятный сюрприз. При том, что в такой ситуации исправить ничего уже невозможно», — отметил чиновник. Именно для этого и нужны всероссийские проверочные работы. Этой весной провести их не удалось из-за пандемии коронавирусной инфекции. «Проводить онлайн не было смысла. Ряд экспериментов и апробаций показали: когда ребенок дистанционно делает контрольную, родители чуть ли не из-под стола пытаются подсказать. Поэтому в Минпросвещения приняли решение перенести их на осень», — рассказал Музаев.
Эти работы пишут ученики, которые уже перешли в следующий класс. Но задания будут по программе прошлого года. «Как и раньше, мы настаиваем на том, чтобы никаких оценок в журналы и дневники по итогам ВПР не выставляли. Родители и ученики: можете спокойно выдохнуть, прийти на контрольную — и спокойно ее выполнить. Оценка никак не повлияет на вашу судьбу. Стрессовать по этому поводу не стоит», — заверил чиновник.
Учителя должны провести контрольные, проверить, и познакомить с результатами диагностики родителей. «Но главная задача педагогов в том, чтобы сделать выводы: по каким направлениям, темам и предметам образовались пробелы, что нужно повторить, наверстать. По сути, это диагностика остаточных знаний. Никаких оценок по результатам не будет», — еще раз подчеркнул глава Рособрнадзора.
Успокоил он и учителей, большая часть которых относится к результатам ВПР как к своей собственной оценке. «Мы вас не будем оценивать по итогам результатов класса. Напротив, мы будем преследовать чиновников, разбираться к каждым, кто на базе этих оценок будет выстраивать рейтинги, премирования или наказания», — отметил чиновник.
Все прошлые годы ВПР проходили по всей стране в определенные дни. Это было связано с тем, что на первых порах варианты для всех школ были одинаковыми, и за час до начала работы, как правило, уже появлялись в Сети. В этом году впервые каждая школа будет иметь свой уникальный вариант контрольной. Задания в школах могут повторяться, но в целом одинаковых контрольных по одному и тому же предмету в двух разных школах не будет. «Если произойдет утечка, мы будем четко понимать, из какой школы, и разбираться с директором, техническими специалистами и учителями», — подчеркнул Музаев.
По его словам, такое решение позволило расширить период времени, в который будут проходить ВПР. Первые прошли уже сегодня, последние должны состояться до 12 октября.
Каждая школа сама сможет выбрать конкретную дату и подать заявку. «В некоторых регионах ряд школ уже работает на дистанционке. Пока таких — единицы. Для них мы продлим период проведения всероссийских проверочных работ. Проявим гибкость», — отметил Музаев.
Как рассказал директор Федерального института оценки качества образования Сергей Стадченко, материалы, по которым будет проводиться диагностика, составлены на основе программы, пройденной в прошлом учебном году. «Четвертая четверть была сильно смазана, возможности дистанционки еще не изучены. Насколько все было эффективно, нужно изучить, чтобы дальше двигаться по учебной программе», — отметил Стадченко.
По его словам, от школ уже поступил большой объем заявок на ВПР на ближайшие дни. На Дальнем Востоке кто-то даже написал работы.
«В прошлые годы, действительно, были школы, которые демонстрировали необъективные результаты. Но вместе с тем, большое количество школ показали честный результат. Не высокий, но учителя нашли смелость честно проверить и показать то, что есть», — отметил Стадченко.
По его словам, мировой опыт говорит, что таким школам нужно помогать. В рамках нацпроекта «Образование» есть соответствующая программа, которая начнет работать уже с этого года. В пилотном режиме помощь получат 250 школ, а со следующего года их количество будет исчисляться тысячами. «Адресная помощь школам подразумевает и ресурсную, и методическую. Будем привлекать более опытных коллег из сильных школ», — сказал он.
Следующей весной, по словам Музаева, всероссийские проверочные работы пройдут уже в штатном режиме. По крайней мере, освоение программы за год намерены проверить.
«Мы не знаем, как будет развиваться ситуация. С ЕГЭ вопросов нет. Даже те, кто его критиковал, в период пандемии вынуждены были признать, что альтернативы не было. Мы провели его в непростых условиях, но вспышек коронавруса не было, и результаты не провалились. Экзамены в 9-х классах, если ситуация будет спокойная, летом состоятся. Мы будем готовить КИМ, учителя будут готовиться к экзаменам, а дальше покажет эпидемиологическая ситуация с распространением коронавирусной инфекции», — отметил глава Рособрнадзора.
По его словам, сегодня ВПР — самая массовая оценочная процедура, которая есть в России. В этом году ожидается больше 6 млн участников, каждый из которых напишет контрольные по нескольким предметам.
«Важно не допустить ненужной нервозности. Проверочные работы — это рефлексия, чтобы определить и предпринять шаги по предотвращению отставания. Мне представляется, что в этом году ВПР — это еще и рефлексия всей системы образования. Нам всем нужно понимание того, какие проблемы есть и как их преодолевать», — отметила в свою очередь председатель общероссийского профсоюза Образование Галина Меркулова.
Анна Семенец