Posted 12 сентября 2020, 07:00
Published 12 сентября 2020, 07:00
Modified 30 марта, 13:24
Updated 30 марта, 13:24
В новом сезоне телесериалы на главном федеральном канале стали выполнять функции бумажных полосок в парфюмерных магазинах. Они доносят до зрителя тот или иной «аромат», но он оказывается непривлекательным или просто слишком быстро развеивается, не вызывая желания «приобрести флакон».
Собственно, и вклад в производство сериальной продукции сравним с затратами на эти полоски. Сложно сказать, связана такая тенденция с общей нервозностью на фоне пандемии или с продолжающейся программой по оболваниванию населения. Но даже самые лояльные к контенту Первого и «России-1» СМИ уже признают, что терпение целевой аудитории иссякает.
Резонанс в начале этого сезона вызвало решение Первого канала без объяснения причин прекратить трансляцию детективного сериала «Презумпция невиновности», заменив его в вечерней сетке ретро-мелодрамой «Тонкие материи» (режиссер Анарио Мамедов). Этот проект был уже давно анонсирован и, судя по отзывам в интернете, многих заинтересовал. Но мало кто ожидал такого неуклюжего выхода на экраны, который вдобавок не оправдал надежд. А кроме того выяснилось, что этот сериал тоже будет показан в усеченном формате — уже со следующего понедельника в эфире Первого заявлена очередная новинка.
Таким образом телевидение пришло к какому-то антикомпромиссу, наперекор зрителям и здравому смыслу.
Впрочем, «Тонкие материи» — это тот редкий случай, когда прерванное повествование пошло проекту на пользу. Восемь серий с неопределенной развязкой сделали его более динамичным и близким к жизни, пусть давно канувшей в Лету.
Действие разворачивается в 1962 году, в период Оттепели. В качестве декорации выбрана 100-я секция универмага «Столица», прообразом которого, вероятно, послужил ГУМ: именно там во времена Хрущева отоваривались члены политбюро, их семьи и правительственные делегации из других стран, в меньшей степени — космонавты, артисты, дипломаты и дикторы телевидения.
Создатели мелодрам о жизни в СССР вообще любят смешивать любовную линию с подобием «производственной драмы» — по такому принципу уже были сняты сериалы «Вербное воскресенье», «Гостиница «Россия», «Березка». Как будто советский бэкграунд волей-неволей диктует, что интересы общества и труд во благо родины следует ставить выше собственных чувств. Неудивительно, что интрига в подобных историях держится на том, в какую мясорубку попадают эти чувства, когда нарушается данное правило. Но даже при некотором однообразии это благодатная почва для интересной и захватывающей истории.
В «Тонких материях», где красной нитью проходит мечта героев-модельеров побывать в Париже, можно было бы создать некую отсылку к американскому фильму «Дьявол носит Prada», сюжет которого выстроен вокруг конфликта между карьерными амбициями, очарованием роскоши, чувством собственного достоинства и старыми привычками. В российском сериале мы видим нечто похожее: ради возможности пробиться в мир высокой моды и призрачного (как показала история) шанса стать известным на Западе порой приходится обслуживать людей, которые тебе неприятны, и жертвовать своими чувствами, если они противоречат классовым интересам.
Однако «голливудской» стилистике авторы предпочли «совковую». Зрители уже подмечают, как портит впечатление бесконечная эксплуатация темы, заданной когда-то в оскароносном фильме «Москва слезам не верит», нарочитость примет и имен времени, чередующаяся с откровенными «ляпами», и несимпатичность персонажей, особенно столичных: «У вас искренний взгляд, видно, что вы не из Москвы».
Правда, главная героиня Татьяна (ее играет Анастасия Талызина), провинциалка и дочь осужденного, немного выбивается из бесконечного ряда подобных женских персонажей. Она не так наивна, не обитает в придуманном мире и вследствие этого не бросается бездумно в объятия эффектного и своенравного представителя московской «золотой молодежи» Володи (Константин Белошапка), который на некоторое время становится еще и ее начальником. Конечно, любовная история легко уместилась бы в гораздо меньшее количество серий, если бы не второстепенные линии, которые порой ее даже затмевают.
Под «тонкими материями», вероятно, подразумевается не любовь, а именно отношения между людьми в контексте данной эпохи. Их очень емко характеризуют слова одного из героев о том, что приходится выбирать между свободой и возможностью не стоять в очередь за колбасой и в санузел. Но эта идея выглядит такой же плоской, как и весь сериал, поэтому скорее всего зрители не будут сожалеть о его сокращении и гадать, поедут ли все-таки герои в Париж. Никто из них не открывает в мире красоты ничего нового — они лишь подтверждают банальную мысль том, что костюм, конечно, не главное, но его смена очень сильно способствует успеху, уважению и чувству комфорта.
Очевидно, что эта телевизионная «тест-полоска» не оставит никакого флера после того, как отправится в утиль.
Людмила Семенова