Posted 2 сентября 2020, 16:43
Published 2 сентября 2020, 16:43
Modified 30 марта, 13:27
Updated 30 марта, 13:27
20 августа 2020 года с симптомами отравления в омскую больницу был доставлен Алексей Навальный, летевший из Томска в Москву. Спустя два дня, несмотря на сопротивление местных врачей, Навального удалось перевести в берлинскую клинику «Шарите». Что о ней известно, и как немецкие СМИ отреагировали на отравление главного российского оппозиционера?
Основанная еще в 1710 году как чумной госпиталь «Шарите» сейчас представляет собой одну из крупнейших клиник Европы. В год она обслуживает более миллиона пациентов амбулаторно и в стационаре и состоит из более чем сотни клиник и институтов. Именно в «Шарите» в разное время лечились первые лица государств бывшего СССР: Виктор Ющенко, Эдуард Шеварднадзе, Юлия Тимошенко, Михаил Горбачев, Борис Ельцин и другие. Оно и немудрено.
В поствоенные времена клиника, где совсем недавно ставили опыты над людьми нацисты, оказалась в юрисдикции ГДР. Здесь тогда удалось сохранить высокие стандарты лечения и, помимо сокрушительного оружия в пропаганде во время холодной войны, она стала местом, где могли поправить здоровье представители политического эстеблишмента того времени, в том числе и советские граждане. А название клиники стало известно буквально «всем» после выхода «Семнадцати мгновений весны» — именно в этой больнице рожала радистка Кэт.
Однако сейчас, находясь у стен «Шарите», журналисты и активисты вспоминают отнюдь не об истории заведения (хотя, в связи с последними событиями, невольно приходит на память отравление Петра Верзилова, которого тоже доставили сюда на лечение), а ждут новостей.
Дождались. Сегодня, 2 сентября, специализированная лаборатория бундесвера провела токсикологический анализ образцов, полученных от Алексея Навального, по итогам которого «были предоставлены однозначные доказательства наличия химического отравляющего вещества нервно-паралитического действия группы „Новичок“». На этом фоне курс российского рубля резко упал, а Дмитрий Песков сразу заявил, что Берлин не проинформировал Москву о своих выводах про отравление Навального. Он также добавил, что у России «нет таких данных».
И если у России таких данных нет, то они есть у немецкого издания «Der Spiegel», которое оперативно отреагировало на информацию о результатах исследований Бундесвера и вывесило у себя на сайте новость об Алексее Навальном главным баннером.
Большинство немецких СМИ высказываются о Навальном приблизительно в одном ключе. Не давая подробных характеристик российскому оппозиционеру, они призывают Германию к жестким мерам, а Россию — к немедленному ответу: «Ответом Запада на попытку убийства Навального должны стать санкции» («Handelsblatt»); «Возникло слишком много вопросов, и ответов на них мы ждем от России» («Die Welt»). Цитируя министра иностранных дел ФРГ, статью с жестким заголовком выпустила «Frankfurter Allgemeine Zeitung»: «Мы самым суровым образом осуждаем это нападение». Эти слова Хайко Мааса красуются на первой полосе сайта франкфуртской газеты.
Но, судя по реакции немецкого руководства, призывы местных СМИ о вводе новых жестких мер против России, в числе которых прекращение поддержки строительства «Северного потока-2», так и останутся неуслышанными. Ангела Меркель уже успела заявить, что не собирается менять политику в отношении РФ из-за ситуации с Навальным, а также выступила за продолжение строительства «СП-2». Это с грустью подчеркивает «Sueddeutsche Zeitung» в материале «Меркель демонстрирует, что, по ее мнению, Путин способен на все». «Дело Навального определит будущее отношений Москвы с Западом. Федеральное правительство поместило российского оппозиционера в берлинскую клинику под охрану. А это уже четкий знак… — говорится в нем. — Впрочем, опыт подобных случаев в прошлом не вселяет оптимизма».
«Frankfurter Allgemeine Zeitung», к слову, была одним из немногих крупных немецких СМИ, которые заговорил о персоне самого Навального. Так, 30 июля из-под пера Николая Клименюка вышла статья, в которой говорилось, что Алексей Анатольевич является отнюдь не представителем либеральной оппозиции, а скорее имеет политические взгляды правого толка. Впрочем, уже на следующий день другой автор «Frankfurter Allgemeine» выпустил свой материал, где на примере работы штаба Навального в Томске (последний город, где был оппозиционер перед госпитализацией) рассказал, почему именно он является самым эффективным противником Путина в России.
Подытоживая, можно сказать, что ситуация с Навальным только получает свое развитие. И если уже сейчас два крупных европейских издания, немецкая «Der Spiegel» и британская «The Economist», выходят с фотографией Алексея Навального на своих обложках, — то ли еще будет.
И вместо послесловия. В «Шарите» сообщили, что симптомы отравления у Навального постепенно пропадают, но восстановление может быть долгим: «Симптомы ингибитора холинэстеразы, вызванные доказанным отравлением, постепенно сходят на нет. Причина этого: восстановление активности холинэстеразы. Алексей Навальный до сих пор находится на лечении в реанимации и на ИВЛ. Следует ожидать более длительного течения болезни».
И, наконец, в своем последнем заявлении Меркель «от имени всего правительства Германии» выступила «с осуждением того, что произошло».
Алексей Волошинов