Posted 26 августа 2020, 09:06
Published 26 августа 2020, 09:06
Modified 30 марта, 13:31
Updated 30 марта, 13:31
В авторитарных странах, использующих выборы как ширму, прикрывающую их отнюдь не демократическую начинку, результаты голосования периодически становятся поводом для выражения массового недовольства. Нечто подобное случилось в конце 2011 года в России и прямо сейчас происходит в Белоруссии.
Между тем под шумок белорусских событий в России без лишней помпы завершился этап выдвижения и регистрации кандидатов и партий на региональных выборах, которые должны пройти в стране 13 сентября. В ходе нынешнего этапа избирательной кампании российская власть довольно четко очертила ее границы, а заодно и рамки самих предстоящих выборов в целом, что демонстрирует мониторинг, проведенный фондом «Либеральная миссия».
Как отмечается в экспертном докладе, написанном под руководством политолога Александра Кынева и посвященном результатам этого мониторинга, «итоги выдвижения и регистрации кандидатов на выборах губернаторов продолжают политику управляемой и ограниченной конкуренции, сложившейся в последние годы». В исследовании утверждается, что «продолжается тренд на ужесточение электоральной политики государства в том числе против партий «старой системной оппозиции».
В частности, приводится такой пример: «количество отказов кандидатам от парламентских партий (6) повторяет рекорд 2019 года. Причем на этот раз 5 из 6 отказников от парламентских партий представляют КПРФ». На этом основании делается прогноз, что «на фоне ухудшения ситуации вокруг участия представителей данной партии на выборах можно ожидать радикализации ее политических позиций и усиления внутри нее более оппозиционно настроенного групп активистов».
Другим следствием «стерилизации электорального предложения» на фоне роста протестных настроений может стать рост числа голосов за любых оказавшихся в бюллетене альтернативных кандидатов, в том числе «технических». Их результат может оказаться выше, чем тот, каким он мог бы быть в реально конкурентных условиях, считают авторы доклада.
В исследовании отмечается, что новой технологией властей по отсеву «нежелательных» кандидатов на этапе сбора подписей стал роспуск местных советов. В частности, к этому прибегли против кандидата от КПРФ Р. Кияшко в Севастополе, где распустили Советы Гагаринского и Ленинского муниципальных районов, и в Еврейской АО (был распущен Совет Октябрьского района) против кандидата от той же КПРФ М. Кукушкина.
В целом же, констатируется в докладе, ужесточение условий регистрации кандидатов на основе сбора подписей привело к тому, что 9 из 10 кандидатов от партий, не имеющих льгот при регистрации, при такой системе регистрации в бюллетень для голосования не попали.
Контроль за выдвижением кандидатов в губернаторы был еще жестче. Выборы глав субъектов Федерации в этом году пройдут в 18 российских регионов. На сегодня ситуация такова: всего выдвинуто 146 кандидатов (8,1 выдвиженцев на регион в среднем), из них были зарегистрированы 91 человек. В среднем это примерно пять кандидатов на место, что не сильно отличается от ситуации с выдвижением в кампаниях 2012—2019 годов.
Характерно, что в Иркутской области два зарегистрированных кандидата (М. Евдокимов и Г. Вакуленко — соответственно, от партий «Родина» и «Гражданская платформа») уже снялись в пользу действующего врио губернатора Игоря Кобзева.
Еще одна типичная деталь, на которую обращается внимание в докладе: «Самовыдвижение фактически используется на выборах губернаторов только для административных кандидатов — ни один независимый кандидат, не являющийся действующим главой региона, не был зарегистрирован».
В то же время отмечается, что «жесткость регистрации и недопуска на выборы реальных оппонентов действующих руководителей регионов прямо пропорциональна уровню протестных настроений… В результате главные оппоненты действующих глав территорий не допущены на выборы в Архангельской области, Республике Коми, Камчатском и Пермском краях, Еврейской автономной области, Севастополе».
В докладе также констатируется, что на нынешних губернаторских выборах прослеживается та же тактика парламентской оппозиции, которой ее представители придерживались и в прошлых избирательных кампаниях. Думские «оппозиционеры» либо не участвуют в них, либо выдвигают откровенно слабых кандидатов, говорят авторы исследования. Так КПРФ, которая могла рассчитывать на серьезную электоральную поддержку в Архангельской области с учетом протестов против строительства мусорного полигона в Шиесе, вообще не стала выдвигать здесь кандидата в губернаторы, а, например, ЛДПР не стала выдвигать кандидата в Еврейской автономной области, где всегда имеет хорошие результаты по итогам выборов, отмечается в докладе.
Из всего этого можно сделать вывод, что нарастающий в России протест какого-то осмысленного выхода на выборах иметь не будет. А значит, либо будет загоняться во внутрь, либо выплеснется самым неожиданным для властей образом. Например, так, как это произошло в Хабаровске.
Александр Желенин