Posted 21 августа 2020, 16:18
Published 21 августа 2020, 16:18
Modified 30 марта, 13:33
Updated 30 марта, 13:33
Все вместе взятые постсоветские страны на минувшей неделе, кажется, не подарили для истории каких-то заметных событий, о которых будут долго говорить. Исключения, понятно, Белоруссия, но еще и Украина. Начинать, увы, приходится с печальных новостей.
Умер Борис Патон
В возрасте 101 года умер Борис Евгеньевич Патон, знаменитый ученый-сварщик, двух лет не доживший до 60-й годовщины пребывания на посту президента Национальной академии наук Украины и трех до 70-летия во главе Института электросварки, носящем имя его отца — Евгения Оскаровича Патона.
Борис Патон родился еще в Украинской державе гетмана Скоропадского, застал Украинскую Народную Республику Петлюры, пережил неисчислимое количество вождей УССР, стал первым Героем Украины уже в новейшей истории. И это вдобавок к двум звездам Героя соцтруда, четырем орденам Ленина, Ленинской и Сталинской премиям.
В последний раз президентом НАНУ Патон избирался уже при новых властях — в 2015-м. Этому не помешало даже его «коммунистическое» прошлое — великий ученый на протяжении четверти века был членом ЦК КПСС.
Кстати, академик и академия — ровесники. Он родился 14 ноября 1918 года, но в паспорте почему-то сохранилась ошибочная дата — 27 ноября. А как раз в тот день и год главное научное учреждение Украины и появилось на свет.
Провалы «украинских штирлицев» или «дезинформация ФСБ»?
Журналиста, конечно, начали опровергать, но сам Андрей Ермак делал это как-то нехотя, оспаривая какие-то частности и говоря о том, что не может что-либо сообщить о секретных операциях спецслужб. И вообще: это кампания по их дискредитации. Ну, это, положим, в любом случае верно — независимо от того, правдивы ли сведения Бутусова или нет.
Новый руководитель Главного управления разведки МО Украины Кирилл Буданов (прежнего сняли вскоре после «провала») заявил, что «достаточное количество фактов свидетельствует о том, что это спецоперация российских спецслужб». Но едва ли не главным его «доказательством» был тот факт, что первым об этом рассказало российское издание.
Главреда «Цензор.Нет» вряд ли удовлетворили эти объяснения. Он требует, чтобы СБУ проверила на полиграфе всех возможных участников «заговора против Украины», включая Зеленского. Если это не свобода слова, то что?
И все же Украина — Европа. Во всяком случае, для коронавируса
Многие страны Европы переживают повторное нашествие COVID-19, а Украина, кажется, становится лидером по росту числа случаев инфицирования. Накануне был преодолен рубеж в 100 тысяч заболевших, но не это главное. Прирост новых «ковидчиков» в отдельные дни втрое превышает число избавившихся от вируса, а потому процент излеченных падает, приближаясь к отметке в 50%. Для сравнения: в РФ этот показатель превышает 80%, в Белоруссии и вовсе 97%. Впрочем, для белорусских властей в этом есть и своя отрицательная сторона — массовые акции из-за «коронаопасности» не запретишь.
Лукашенко «почти легитимен»? Это вряд ли
Накануне на одном из российских телеканалов была озвучена «сенсация». Дескать, даже «теневой избирком», платформа «Голос» (которую председательша белорусского ЦИК называла «политическими аферистами») «присудила» победу Александру Лукашенко с результатом почти 62%. Ну, не восемьдесят, конечно, но все равно ведь победа. Так? Нет, не совсем так.
Платформы «Голос», «Зубр» и «Честные люди» получили и обработали итоговые официальные протоколы 1310 УИК из 5767 по всей Беларуси. Согласно им, Александр Лукашенко набрал здесь около 61,7% голосов, что существенно ниже его итогового результата в 80,1%. «Однако, — отмечают «проверяльщики», — учитывая, что на трети избирательных участков были обнаружены расхождения между числом бюллетеней и количеством голосов за того же кандидата в итоговом протоколе УИК, можно предположить, что даже результат в 61,7% не является достоверным».
Еще один повод для сомнений. Согласно данным Центризбиркома, на 195 участках, где Тихановской «засчитали» победу, она набирала в среднем 56,7% голосов, а на 1115-ти, где лидером назван Лукашенко, — по 20,4%. Таким образом, чтобы «выйти» на итоговые 10%, нужно, чтобы на остальных двух третях участков по всей Белоруссии за Светлану голосовали всего по 2,97% избирателей! Похоже на правду? Не очень.
Белорусская оппозиция снижает градус, но не сдается
Уже совершенно очевидно, что хотя «коллективный Запад» и согласен с тем, что выборы сфальсифицированы, однако Светлану Тихановскую «президентом в изгнании» не признает. Да, может быть она и победила, но с каким «счетом»? Это же не бокс, где победу могут присудить «за явным преимуществом». Вот повторные выборы под международным контролем — другое дело.
Так что уже даже созданный противниками Лукашенко координационный совет практически ничего не говорит о «транзите власти», а лишь о необходимости новых выборов, в которых «разрешает» участвовать и действующему президенту. В своем последнем обращении Тихановская озвучила цели, которые преследует оппозиция: «Прекратить насилие, освободить политических заключенных, провести прозрачные, свободные и честные выборы». А чтобы надавить на власти, она призвала «продолжать и расширять забастовки». Кстати, сегодня прошла и первая, после выезда в Литву, пресс-конференция Светланы Тихановской, которая была очень недолгой по времени, и, если уж честно, абсолютно «никакой».
Что касается забастовок. Желающих побастовать, наверное, полно, но и сдерживающих факторов хватает. Во-первых, власти уверяют, что по закону «за политику» бастовать вообще запрещено. Во-вторых, добровольный «простой» не оплачивается. Хотя Фонд солидарности BYSOL/Belarus сообщил, что на поддержку уволенных за высказывание своих политических убеждений уже собрано $1,5 млн. Один участковый милиционер, который одним из первых подал в отставку, денежки уже получил, но на бастующих, если их будут сотни тысяч, точно не хватит. И все же кое-кто решается на крайнюю меру.
Белорусский премьер Роман Головченко накануне уверял, что из 650 тыс. человек, работающих на крупных предприятиях, бьют баклуши всего лишь около 360 человек. Но с сегодняшнего дня таких точно станет больше. Работники «Гродножилстроя» провели голосование, за забастовку высказались 1950 сотрудников, против — 638. Требования — исключительно политические, включая отставку Лукашенко.
Кстати, белорусские власти (но не сам Лукашекнко) порой делают вид, что готовы прислушаться к мнениям протестующих. Так глава МИД Владимир Макей накануне согласился с тем, что «перемены нужны», но при этом он явно не имеет виду ту самую главную перемену, которой добиваются почти все активисты — уход президента «по собственному желанию. Когда надо, власти успешно «включают дурака», ну, а «координационный совет» как участников диалога они и вовсе в упор не видят. Разве что в качестве обвиняемых в суде.
Александр Кривенков