Posted 20 августа 2020, 11:55
Published 20 августа 2020, 11:55
Modified 30 марта, 13:34
Updated 30 марта, 13:34
Экономический и эпидемиологический кризис, протесты в Хабаровске и Башкирии, а также события в Белоруссии случились в тот период, когда в России неумолимо приближаются региональные выборы. Могут ли по их итогам нашу власть ожидать неприятные сюрпризы? Обозреватель «Росбалта» попросил экспертов дать такой прогноз в преддверии Единого дня голосования, который состоится 13 сентября.
Профессор политологии Европейского университета в Санкт-Петербурге Григорий Голосов в первую очередь выразил уверенность в том, что на губернаторских выборах, которые должны состояться в ряде регионов России, никого из опасных власти кандидатов не зарегистрируют. Что касается выборов в законодательные собрания субъектов Федерации, то, как считает он, «представителей парламентских партий, естественно, зарегистрируют, но за счет многодневного голосования посчитают результаты «как надо».
Политолог Александр Кынев тем не менее убежден, что неприятные сюрпризы для власти на этих выборах «неизбежны». По мнению эксперта, «список регионов на сегодня гораздо конкурентней, чем в прошлом году, и похож в этом плане на то, что было в 2018-м». Там «много протестных регионов», география которых весьма обширна, уточнил он.
Кынев уверен, что уже проведенные «зачистки» потенциальных кандидатов, особенно на губернаторских выборах, «не отменяют протестных настроений». «Протест все равно будет выражаться», — считает политолог. По его прогнозу, это будет видно, в первую очередь, на выборах законодательных собраний и советов депутатов крупных городов, «особенно там, где имеются партийные списки, и есть возможность символического голосования».
Кынев полагает, что власть будет пытаться компенсировать протестные настроения многодневным голосованием, однако этому, по его словам, можно противопоставить активность избирателей. «Чтобы не украли ваши голоса, надо идти на участки в основной, то есть последний день выборов — 13 сентября», — рекомендует он.
«Главный же риск современного голосования в России — это вброс бюллетеней. Если увидели, что за вас проголосовали, надо не молчать, а писать заявление в полицию», — отметил эксперт.
Голосование 13 сентября будет отличаться от участия в плебисците по поправкам в Конституцию тем, что на местных выборах «все-таки будут наблюдатели, особенно от партий», — отмечает Кынев. Что касается губернаторских избирательных кампаний, то по словам политолога, в условиях «зачистки» даже слабые кандидаты будут получать больше, чем могли бы при проведении нормальных выборов, «просто потому, что людям надо за кого-то голосовать в ситуации роста протестных настроений».
В качестве иллюстрации Кынев привел пример последних президентских выборов в Белоруссии: «Кто знал Светлану Тихановскую? Но когда есть народное недовольство, оно так или иначе выражается. Даже слабые, даже технические кандидаты в таких условиях могут получить хороший процент голосов. Главное — не сидеть дома и думать, что все пропало, а активно выражать свое недовольство на избирательных участках».
Социолог Анастасия Никольская согласна с тем, что на предстоящих в сентябре выборах «будет очень много протестного голосования, чтобы не допустить «Единую Россию». В качестве примера настроений в этой части общества она привела слова одной из участниц социологического исследования в Туле, которая сказала о действующем губернаторе области Алексее Дюмине: «Путин нам посадил охранника, но лучше бы он посадил нам своего лабрадора — мы бы за него охотнее проголосовали».
По словам Никольской, на предстоящих выборах протестное голосование будет заметным, поскольку «Единая Россия» избирателей однозначно раздражает». При этом социолог отмечает, что сегодня по всей стране возникают новые общественные инициативы. В частности, она рассказала, что появилось движение «Голос Дальнего Востока» и привела фрагменты из интервью одного из его участников: «Наша цель — повысить статус региона. В Москве не должны решать за нас. Мы сами должны определять свою бюджетную политику, москвичи ничего не понимают и не знают местных реалий. У Москвы не должно быть полномочий снимать наших выборных лиц. Наш выбор — нам с ним и жить. Власть должна уважать наши права».
По мнению Никольской, эти слова отражают настроения, имеющиеся практически в любом российском регионе, за исключением возможно только республик Северного Кавказа. Но и здесь, отмечает эксперт, не все так однозначно - в частности, в Северной Осетии уже также фиксируются протестные настроения.
Александр Желенин