Posted 13 августа 2020, 12:43
Published 13 августа 2020, 12:43
Modified 30 марта, 13:36
Updated 30 марта, 13:36
Три года исполнилось столичной программе реновации жилого фонда. За это время уже более 18 тысяч москвичей переехали из 155 старых домов в 57 новых, еще 6 тысяч готовятся к переезду. Строятся еще 172 дома, и 88 проектируются.
Главное требование — высокий стандарт
Как и обещал мэр столицы Сергей Собянин, власти города утвердили этапы переселения по программе реновации и перечень домов, входящий в эти этапы. «Создание самого графика основано на планах реализации проектов территорий. Они принимались не нами, а горожанами», — отметил ранее мэр столицы, подчеркнув, что, несмотря на пандемию, Москва не останавливала стройку по важнейшей для горожан программе.
Грандиозная московская реновация рассчитана на 15 лет и должна завершиться в 2032-м. В ближайшие четыре года новые квартиры получат более 170 тысяч горожан из 930 старых домов. На втором этапе, до 2028 года — уже 330 тысяч человек из 1630 домов. И наконец, за оставшийся срок около 380 тысяч москвичей разъедутся из 1800 строений. Отдельно планируется расселение 688 домов из районов Южное Тушино и Гольяново. В целом программа охватывает рекордные 10% москвичей.
«В дальнейшем сроки переселения будут актуализироваться и при необходимости могут быть скорректированы: в зависимости от хода строительства, подбора площадок, реализации пожеланий жителей, высказанных на публичных слушаниях, сроки переезда могут измениться», пояснили в мэрии.
Для строительства нового жилья подобраны 453 стартовые площадки на 7 миллионов кв. метров площадей. То, что новых жилых домов по численности меньше, чем старых, означает лишь, что эти современные здания более крупные. При этом этажность запланирована разная в разных районах, с учетом городского пейзажа, но мэрия успокаивает, что «в Шанхай Москва не превратится», число этажей будет разумным.
Жилую площадь переселенцам по программе на новом месте в обязательном порядке предоставят не меньше, чем на старом, а общая площадь квартир в среднем на 30% больше за счет просторных кухонь, санузлов, коридоров и балконов, лоджий. Нежилая же полезная площадь общего пользования в домах возрастает аж в 8,7 раза и достигает 13-15 кв. метров на человека. Особенно выигрывают очередники, жители оставшихся коммуналок и общежитий.
Участники программы реновации получают квартиры с чистовой отделкой. Стены в комнатах, кухне и коридоре оклеены флизелиновыми обоями под покраску, а в ванной и туалете облицованы плиткой. На полу уложен ламинат либо паркетная доска, керамогранитная или керамическая плитка. Установлена вся необходимая сантехника: ванна, унитаз, раковина, полотенцесушитель и смесители. Кухня оборудована плитой и мойкой, уложен керамический фартук. В квартирах деревянные двери, стеклопакеты с москитной сеткой, люстры и светильники, на радиаторах отопления — терморегуляторы. Металлические входные двери утеплены.
В каждом подъезде предусмотрены как минимум два лифта: пассажирский и грузопассажирский. Ширина коридоров в подъездах не менее двух метров. На нижних этажах предоставляются специальные квартиры для инвалидов, оборудуются пандусы и подъемники.
Сами дома возводят из монолитного бетона или современных панельных конструкций, по индивидуальным проектам, имеют элементы декора: где-то арочные окна, фасады с необычными градиентами, где-то декоративная облицовочная плитка с разными орнаментами и узорами и даже витражное остекление на балконах. В новых домах появятся консьержи и колясочные. Кроме того, сразу решается вопрос необходимой инфраструктуры: на первых нежилых этажах откроются магазины, аптеки, кафе, дома быта.
Что особенно важно — стандарты реновации не зависят от этапов и не меняются. Это особо подчеркивают городские власти.
В привычной среде, но только лучше
Строятся новые здания максимально близко к старым, чтобы жители сохранили привычную среду обитания. Не просто в пределах одного района, а по возможности — одного квартала. При этом есть еще крайне приятное обстоятельство: у тех жителей, кто уже переехал, жилье стало почти на полкилометра ближе к метро, МЦК или МЦД, у половины семей стали ближе школа или детский сад.
На месте сносимых домов создается благоприятная городская среда, зоны отдыха, спортивные и детские площадки, спортивные учреждения и культурно-досуговые комплексы, новые скверы и бульвары, парки у дома и народные парки, проектируется связанная система велодорожек.
По завершении каждого строительства, предусмотрено расширение зеленых насаждений, включая пересадку крупномерных деревьев ближе к жителям. Постепенно будут приведены в порядок и бесхозные зеленые зоны вроде прибрежных. Количество машино-мест на открытых бесплатных стоянках увеличится на 10-15%. И это — не считая подземных паркингов.
Новые жилые дома не будут сроить ни на месте больниц, ни на тех участках, где были запланированы парки. Старые промзоны обязательно пройдут экологическую экспертизу и рекультивацию.
Мировой опыт изучили и усовершенствовали
При подготовке к реновации, специалисты НИиПИ Генплана Москвы скрупулезно изучили аналогичные программы многих мегаполисов мира. Таких программ было много, и немало обнаружилось недостатков и упущений, которые московские коллеги взяли на заметку.
Так, в Пекине и других китайских мегаполисах при реновации целые кварталы сносятся «под нуль». Так же поступали в Токио в 1950-е годы, когда была утрачена застройка 1920-х, которая велась по следам знаменитого землетрясения 1923 года. В Турции бедняки, выселенные из трущоб в многоэтажные дома, оказались не в состоянии платить за коммунальные услуги и начали свое жилье продавать, переезжая в новые трущобы. В ряде городов США районы новых многоэтажек оказались пустыми, поскольку в них никто не прижился. И даже в Берлине, где по высшему классу перестроили район Пренцлауэр-Берг, там резко взлетели цены на квадратный метр, и небогатых жильцов оттуда выдавили.
«В мире есть примеры аналогичных проектов, но они не такие амбициозные, — заметил в данной связи заместитель директора архитектурного бюро Zaha Hadid Architects Христос Пассас. — Московские власти решили не делать проект чисто коммерческим. Конечно, было бы проще пригласить одних девелоперов, чтобы они построили новые здания. Однако комплексный подход мне нравится больше».
И сегодня новые кварталы, появляющиеся в Москве по программе реновации, выгодно отличаются практически от всех европейских. Прежде всего — по уровню комфорта проживания. Так, в российской столице застроенность территорий в 1,7 раза ниже, чем в Европе, а расстояние между домами, стоящими на соседних улицах, в 1,8 раза выше (36 метров против 20 в Европе). Шире и больше дворы (65 метров против 46), а по количеству зелени они опережают европейские аж вдвое. Кроме того, в Москве социальные объекты имеют свои, отдельные большие территории. А в Европе большая часть таких объектов не имеет участков вовсе.
«В мире порядка 30 мегаполисов, я был в 27. И могу сказать, что так комплексно развитием территорий внутри города пока еще никто не занимался, — заметил вице-премьер правительства РФ, многолетний руководитель Департамента городского строительства Москвы Марат Хуснуллин. — Изучив весь опыт по частям, видим, что пока в мире только мы решились внутри мегаполиса взять и перестроить часть города, чтобы решить жилищные проблемы более миллиона человек».
Основа программы реновации — диалог с жителями
Одними из самых важных принципов программы реновации в столице с самого начала были диалог с жителями. Московская программа ведется демократично и дипломатично. Как подчеркнули в мэрии, не только каждой семье предлагается несколько вариантов квартир, включая возможность докупить квадратных метров, но развернуто широкое обсуждение программы с теми, кого она должна коснуться.
Именно жители решали, войдет ли их дом в программу реновации. На основе пожеланий и мнения москвичей формировались и проекты планировок территорий. Волеизъявление граждане могли выразить через центры «Мои документы» и систему «Активный гражданин», которым воспользовались 43% голосовавших. Причем участники голосования — благодаря электронному сервису учета голосов — имели возможность проверить, насколько правильно было зафиксировано их мнение. Такой возможностью воспользовались 137 тысяч москвичей. И, что крайне важно, в органы власти не поступило ни одного заявления об ошибочно учтенном голосе.
Еще одной действенной системой, благодаря которой городской власти удается выяснить мнение москвичей в прямом диалоге с ними принять решение о развитии новых районов проживания, стали публичные слушания. И несмотря на то, что пандемия и карантин внесли серьезнейшие ограничения, власти нашли возможность продолжить продолжить обсуждение программ реновации с москвичами, переместив их в онлайн-формат.
С 20 марта по 5 апреля проходили публичные слушания по проектам планировки территорий для районов Коптево, Фили-Давыдково, Черемушки, Котловка, Кузьминки, Нижегородский, Северное Тушино и Пресненский. С 27 апреля по 10 мая на портале «Активный гражданин» начались новые онлайн-обсуждения проектов планировки территорий, а также внесения изменений в правила землепользования и застройки в районах Зюзино, Котловка, Кузьминки, Останкинский, Нижегородский и Марфино.
А с 5 июня возобновили работы информационные центры для переселенцев — они оказывают всю информационную поддержку москвичам, там можно получить ответы на все вопросы, связанные с переездами, ордерами и т. д.
Леонид Смирнов