Posted 8 августа 2020, 07:06
Published 8 августа 2020, 07:06
Modified 30 ноября 2024, 06:51
Updated 30 ноября 2024, 06:51
Похоже, в период карантина те, кто отвечает за юмористическое ТВ, отсняли безумное количество материала, который еще некоторое время будет кочевать с одной площадки на другую.
На этой неделе телеканал СТС выпустил в эфир очередной ситком о самоизоляции под названием «Любовь в нерабочие недели», а на следующей обещает показать сериал «Нагиев на карантине» о жизни шоумена в период коронавирусной пандемии. Оба проекта сначала появились в онлайн-кинотеатре Okko, а теперь их сможет увидеть аудитория, которая по-прежнему предана телевизору.
При этом сама тема жизни взаперти становится все более избитой и угнетающей, особенно на фоне постоянных разговоров и домыслов о второй волне эпидемии ковида. Одно дело — смотреть сериал об уже минувших событиях, когда стресс понемногу улегся и некоторые вещи можно воспринимать легко и с юмором, и совсем другое — когда подспудно думаешь, что тебя готовят к повторению пережитого недавно кошмара.
Центральной темой ситкома «Любовь в нерабочие недели» стали супружеские отношения и те испытания, которые выпадают на долю партнеров в период карантина. Ведь взрослые люди большую часть времени проводят на работе, а многие даже дома мало общаются между собой, предпочитая соцсети или другие виды раздельного досуга. И когда волей-неволей они вынуждены проводить вдвоем много дней, без работы, без общения с родственниками и друзьями или активного отдыха, это может оказаться для семьи проверкой на прочность. А у тех, кто только планирует взять на себя серьезные обязательства, вынужденное уединение может отбить желание вступать в брак.
Ситком состоит из десяти коротких (по 13-15 минут) серий, в которых показаны три связанные общей темой новеллы. Первая посвящена супругам, каждый из которых во время карантина узнал о наличии у другого интрижки на стороне, вторая — молодым людям, пытающимся организовать свадьбу в условиях всеобще изоляции, а третья — «треугольнику» из тещи, зятя и дочери, имеющему по законам жанра весьма острые углы.
Темы, разумеется, практически вечные, но потенциал для юмора еще не исчерпан. Все главные персонажи — по сути ходячие архетипы из древних анекдотов, фельетонов и лубочных сюжетов. В сериале есть конфликт поколений, имущественные разногласия, супружеская неверность, стереотипы о «мужском» и «женском» поведении. Этот стандартный набор вписан в реалии нынешней эпохи: теща, не разбирающаяся в современных стэндаперах и не знающая, что означает слово «баттл»; прием у гинеколога «онлайн» и виртуальное благословение батюшки на венчание (оказавшееся банальным мошенничеством); отсылки к проискам таинственных «масонов»; челленджи с привязыванием подушки…
Шутки разнятся от откровенно пошлых до провокационных, но все же неплохих — к примеру, о сравнении мужской и женской измены, когда муж в свое оправдание пытается протолкнуть миф о том, что для женщин, в отличие от мужчин, близость всегда означает серьезное чувство.
Самому коронавирусу, как и в большинстве подобных проектов, уделено очень мало внимания, и в принципе те же самые сценки могли быть разыграны в других декорациях. Ни авторы сценария, ни актеры, среди которых Ольга Хохлова, Зоя Бербер, Маруся Климова и даже режиссер Сарик Андреасян, сыгравший эпизодическую роль, особенно не напрягались, понимая, что делают типичный проект-фастфуд.
В то же время новый формат сериалов, появившийся в условиях коронакризиса, может оказаться вполне жизнеспособным. Телевидение долгие годы приучало зрителей к ежевечерним сеансам из одной-двух серий, неспешному (как правило) развитию сюжета, большому количеству событий и действующих лиц, превратив просмотр в успокаивающий ритуал, позволяющий погрузиться в вымышленный мир и сродниться с персонажами.
Однако короткие и лаконичные проекты, возможно, больше соответствуют «духу времени». Они проще и экономически выгоднее, особенно если их снимают по мере выхода серий — тогда в случае низкого рейтинга процесс можно прервать в любой момент. Некоторые сериалы в итоге ограничиваются пилотными выпусками, как, например, «Улетевшие» и «ИП Лунегов» для канала ТНТ4.
Кажется, повседневная рутина с ее извечными проблемами, вызывающими смех сквозь слезы, понемногу вытесняет фантастические истории из мелодрам, традиционных для телеканала «Россия-1». Проблема лишь в том, что пока она представлена почти исключительно «легким», потешным, порой сатирическим жанром, в то время как в ней есть значительный потенциал для драматических и требующих осмысления историй.
Людмила Семенова