Posted 5 августа 2020, 18:24

Published 5 августа 2020, 18:24

Modified 30 марта, 13:39

Updated 30 марта, 13:39

Лукашенко уверен: Россия проглотит все

5 августа 2020, 18:24
Желая удержаться у власти, «белорусский батька» перешел очередную черту, поставив перед всем миром вопрос: сколько готова Москва терпеть игры недешевого союзника.

Оценивая перспективы многострадального процесса российско-белорусской интеграции в свете событий последних дней, эксперты не верят в будущее Союзного государства, но пока не предполагают разрыва, а тем более — военного конфликта между странами.

Директор белорусского Международного центра гражданских инициатив «Наш Дом» Ольга Карач:

После задержания тех 33 россиян, Александр Лукашенко поставил точку в Союзном договоре и крест на строительстве Союзного государства. И если он каким-то образом удерживает власть после 9 августа, то забыть можно не просто о Союзном государстве, но и в принципе про хорошие отношения с Россией.

Понятно и то, почему Лукашенко совершил этот опрометчивый шаг. Его беспокоит удержание власти. А Белоруссию ожидают самые массовые протесты в истории, потому что его рейтинг очень сильно падает с каждым днем, и уже визуально заметно, насколько люди его не воспринимают. Он видит удержание власти только силовым путем. Поэтому окружил себя таким плотным силовым блоком. Последние три недели Лукашенко не встречается с гражданами (и даже со своими инициативными группами), а исключительно с силовиками различных служб и ведомств.

В такой ситуации Запад будет очень недоволен кровавым разгоном мирных демонстрантов. И обсуждения экономических санкций против Лукашенко уже начались. Если он не хочет под них попасть, у него один путь: доказать, что это не мирные протесты домохозяек, а вооруженный переворот, организованный Кремлем. Эту легенду Запад может скушать.

Я не могу судить, что это за «боевики из группы Вагнера». Но то, как они себя вели, указывает, что в Беларуси они ничего не планировали организовывать. Их арестовали в санатории, принадлежащем Федерации профсоюзов Белоруссии, которую возглавляет начальник штаба Лукашенко Михаил Орда. Вряд ли в такое место заселились бы желающие совершить переворот.

Но сейчас Запад насел на Александра Григорьевича, а прежде всего на него насела Украина. Как я поняла, часть этих граждан параллельно является гражданами Украины, которая будет очень серьезно добиваться их выдачи. И если все-таки Лукашенко (под гарантии Запада признать его следующий президентский срок) отдаст этих граждан Украине, то с российским союзничеством и Союзным государством не заладится. Я считаю, что Союзный договор в том виде, в каком был, на этом закончен.

Что будет делать Россия? Практика всех 26 лет показывает, что Россия это проглотит. Покричит, помашет руками, и этим все кончится. Помните, как в Минске был арестован предприниматель Владислав Баумгертнер, которого пригласил лично премьер-министр Белоруссии? Что дальше? Ничего. Были арестованы три публициста «Регнума», которые критиковали Лукашенко за то, что он недостаточно пророссийский. Что сделала Россия? Ничего. Почему мы должны ожидать чего-то другого?

Будет очень много обид. Лукашенко, возможно, будет получать от России меньше денег. А может, и не будет. После выборов, где-нибудь через полгода, этих россиян отпустят или, возможно, часть отдадут России, часть — Украине, и на этом данная история закончится.

Россия все равно будет сотрудничать с Лукашенко, если он останется. Но отношений в прежнем виде, когда Россия кидалась помогать Лукашенко по любому поводу и без, уже не будет. Может быть, Лукашенко предложит Путину какую-нибудь компенсацию.

Военное вторжение со стороны России? Глупо. Даже если бы арестовали Лукашенко — и что? Он все 26 лет очень четко «вычищал» пророссийское направление. Все, кто позиционирует себя в качестве пророссийских политиков, — люди с такой черной репутацией, что на их фоне всякий проголосует за Лукашенко. Тогда России надо полностью брать Беларусь на баланс, а это 9,5 млн человек.

Президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко:

Я думаю, после всего того, что наговорили за это время, уже поздно возвращаться к вопросам реальной интеграции. Вне зависимости от того, останется ли Лукашенко президентом, нас ждет достаточно длительный кризис в отношениях. Что будет делать Россия? Тайна сия велика есть, потому что очевидного пути нет. Лукашенко демонстрирует разворот от России к Западу, при этом на Западе его тоже не очень ждут. Но уже понятно, что, в частности, своим вчерашним выступлением, Лукашенко Союзное государство не то чтобы развалил… Оно и так в последнее время существовало больше на бумаге, хотя были и есть очевидные плюсы — например, кабинки в аэропортах для граждан Союзного государства с более быстрым проходом… Но, думаю, сейчас интеграционные процессы затормозятся, а может быть, и пойдут вспять.

У меня нет рецепта. Самое главное — на фоне эмоционального поведения Александра Григорьевича демонстрировать максимальное спокойствие и выдержку. Думаю, будет продолжена начатая несколько лет назад линия на сворачивание прямой и косвенной финансовой поддержки Белоруссии. Лукашенко будет пытаться получать какие-то преференции со стороны Запада. Но в стратегическом плане для него эта игра бесперспективна. При попытке уйти под крышу Запада его ждет судьба Слободана Милошевича. А Китай — как новый патрон — имеет все-таки ограниченные возможности, учитывая фактор географической удаленности. Сценарии могут быть очень разными. Однако то поведение, которое демонстрирует в последнее время Лукашенко, может усугубить экономическую ситуацию в стране, и без того не очень богатой.

Председатель партии «Гражданская инициатива», экс-министр экономики РФ Андрей Нечаев:

Сейчас понятно, что, как всегда после любого натиска, происходит откат. Страны перешли на позиции, еще не холодной войны, но явной демонстрации охлаждения и отсутствия интереса друг к другу. Но современная российская власть в данном случае колеблется: то идет по линии подачек, то говорит: равноправные экономические отношения, мировые цены и т. д. Этот маятник туда-сюда качается.

Думаю, на какой-то более глубокой интеграции в ближайшее время поставлена точка. Во-первых, Александр Григорьевич должен еще переизбраться, хотя мало у кого это вызывает сомнения. Не скажу, что он будет выбран, но он выиграет выборы. Дальше будет та же самая ситуация пережевывания резины. Когда Лукашенко будет говорить, что он — первый рубеж обороны от коллективного блока НАТО, и за братство надо платить — например, дешевой нефтью.

Российское же руководство во многом поведет себя в зависимости от того, как будут складываться наши отношения с Западом и Китаем, а также отношения Белоруссии с ними. Если эти отношения будут теплеть, то вероятность подачек с нашей стороны возрастает. Если же Лукашенко опять превратится в Мальчиша-Плохиша для Европы и европейского изгоя — значит, и Россия будет менее склонна к каким-то подаркам.

Расплеваться полностью мы не можем: все-таки братские народы, достаточно интегрированные между собой экономики, очень схожие режимы. Простите за банальность, нужно пытаться, несмотря на разницу в размерах, населении, экономики и т. д., строить нормальные дружественные равноправные отношения с тем, чтобы это объединение в Союзное государство не наносило удар по политическому самолюбию белорусских лидеров (я не говорю конкретно про президента) и отвечало стремлениям и чаяниям белорусского населения. У нас есть, что им предложить — и в плане более высокого пенсионного обеспечения, и в целом — более высокого уровня жизни. И если бы это был союз равных, он мог бы для значительной части белорусского населения привлекательным.

Другое дело, что на практике Союзное государство никогда таковым не было. Когда оно создавалось во времена Ельцина и уже Лукашенко, я думаю, последний продвинулся в реальной интеграции, имея ввиду, что он может стать преемником Ельцина. Но и тогда по ключевым экономическим позициям согласия добиться не удалось. Что касается современного развития событий (это моя рабочая гипотеза), то в рамках изучения вопроса, как лучше оставить Владимира Путина у власти, вначале базовым вариантом было «а ля Милошевич»: создание нового государства, где Путин станет новым президентом. Но этот вариант явно не устроил Лукашенко, который, во-первых, никуда не собирается уходить, а во-вторых, продумывает варианты преемника, включая собственного сына, коего он вовлекает в разного рода дипломатические мероприятия.

Понятно, что не надо делать ошибку 1990-х, пытаясь купить Белоруссию льготными поставками газа и нефтепродуктов. Покупать симпатию населения более высоким уровнем жизни — нормально. А давать конкретные подачки конкретному режиму — на мой взгляд, серьезная политическая ошибка.

Беседовал Леонид Смирнов

Подпишитесь