Posted 22 июля 2020, 12:10
Published 22 июля 2020, 12:10
Modified 30 марта, 13:45
Updated 30 марта, 13:45
Действия российских властей производят такое впечатление, что в любой непонятной ситуации возбуждается уголовное дело против оппозиционера Алексея Навального. Такой тезис содержится в докладе международной правозащитной группы «Агора» о «деле ФБК», пишет «Медиазона».
В августе 2019 года было возбуждено уголовное дело о легализации доходов, полученных преступным путем (статья 174 УК), в отношении «неустановленных лиц, которые, однако, заведомо знали о незаконности происхождения денег и являлись сотрудниками Фонда борьбы с коррупцией (ФБК), основанного Навальным». Председатель «Агоры» Павел Чиков и руководитель международной практики организации Кирилл Коротеев пишут, что следствие за год не смогло ни указать фактические данные о незаконности происхождения 75 млн руб., ни предложить правовую квалификацию этой незаконности.
«Все имеющиеся данные о предполагаемом преступлении умещаются в два абзаца постановления», — пишут правозащитники. По их словам, «первый абзац содержит его фабулу: с 1 июня 2016 года по 31 декабря 2018 года неустановленные лица, в том числе являющиеся сотрудниками некоммерческой организации „Фонд борьбы с коррупцией“, получили 75 миллионов 585 тысяч 300 рублей 21 копейку. Действовали неустановленные лица группой и по предварительному сговору, деньги получили также от неустановленных лиц. 75 миллионов рублей были получены неустановленными лицами „заведомо для них преступным путем“». Во втором абзаце говорится, что неустановленные лица внесли эту сумму (с точностью до копейки) через банкоматы на счета ФБК в Сбербанке и Альфа-банке. «Эту операцию СК и считает отмыванием средств», — отмечают правозащитники.
Кроме того, в случае ФБК не представлены никакие данные, которые бы указывали на преступление, как это обычно необходимо для возбуждения уголовного дела. В чем именно состояло нарушение закона, не уточняется, пишут Чиков и Коротеев. Они считают, что поскольку статья 174 УК РФ определяет легализацию («отмывание») денег как совершение операций с имуществом, заведомо приобретенным другими лицами преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, то для такой квалификации нужно доказать не просто незаконность приобретения денег, а «заведомую» незаконность, чего за год сделано не было.
«Зато было проведено около 150 обысков по всей стране и арестовано несколько сотен банковских счетов — в основном у активистов региональных штабов Навального, созданных для президентской избирательной кампании 2018 года», — отмечается в докладе. «Агоре» не удалось обнаружить в практике российских судов ни одного уголовного дела о легализации доходов, в котором отсутствовало бы указание на основное преступление, подчеркивают его авторы.
Таким образом, правозащитники убеждены: единственная цель следствия — преследование ФБК и соратников Навального за их политическую деятельность. Они рекомендуют иностранным государствам не оказываать помощь России в расследовании «дела ФБК», а российским властям — прекратить уголовное дело.
Напомним, 20 июля Алексей Навальный объвил о закрытии Фонда борьбы с коррупцией, созданного 9 лет назад. По его словам, суд удовлетворил иск бизнесмена Пригожина и обязал его, Любовь Соболь и ФБК выплатить «немыслимую сумму — 88 млн рублей».
«Сумма огромная, и я даже не вижу смысла ее собирать», — заключил Навальный, добавив, что у ФБК и «так ничего нет». «Все отняли на предыдущих обысках. И сейчас уже заберут и саму организацию, и расчетный счет. Нам дорого наше название, но как я много раз говорил: ФБК это не офис и не бумажка из минюста. ФБК — это люди», — заявил Навальный.
По его словам, теперь организация перейдет на другое юрлицо.