Posted 10 июля 2020, 17:29
Published 10 июля 2020, 17:29
Modified 30 марта 2024, 13:50
Updated 30 марта 2024, 13:50
К «Телеграму», в его текущем состоянии, с учетом всего произошедшего, с провалом TONа, с нуждой вернуть инвесторам свыше миллиарда долларов, примерно те же вопросы, что были 20 лет назад перед доткомбаблом:
Все прекрасно, отличный сервис, много пользователей. Но. Друзья, а чем вы собираетесь зарабатывать?
Без рекламы и без платных услуг. С чудовищно дорогой инфраструктурой. Это, конечно, круто, когда между двумя компами в одной комнате переслать файл проще всего не через Самбу какую-нибудь, не через домашний сервер, а прям навсегда и совершенно бесплатно подселив его на вашу площадку.
Но это стоит денег и стоит очень больших денег.
Если бы «Телеграм» со всем его объемом возможностей был платным сервисом, даже очень большим платным сервисом, даже с широчайшими возможностями экономии от объема — он бы стоил нифига не $5 в месяц.
Сейчас, когда Павел Дуров мигрировал, без промежуточных остановок, из либертарианца — прямо в этатисты, случайно позаимствовав риторику RT, когда вице-президент «Телеграма» всплывает перед российским премьер-министром — эти вопросы уже не риторические.
Мы знаем, что происходит, когда российское государство получает доступ к персональным данным. И даже не в уголовных делах дело. Дело в том, что любым третьим лицам к этим данным доступ получить чуть проще, чем скачать «Игру Престолов» с «Рутрекера» (заблокирован в России — ред.).
Для меня это не шибко критичные вопросы. Я не верю в приватность централизованных сервисов и никогда не верил. Пока существует сервер, оформленный на юридическое лицо, с адресом и номером телефона, пока существуют его должностные лица, с которыми можно провести разного уровня формальности беседу — это большая дыра в безопасности, чем любые уязвимости протоколов и методов шифрования.
Я не веду такой переписки в ТГ, какую нельзя опубликовать завтра, без последствий, во всяком случае, для меня лично.
Есть для таких целей иной инструментарий. Но если для вас проблема приватности «Телеграма» актуальна — я бы начал как-то задумываться.
Михаил Макогон, публицист