Posted 29 июня 2020, 21:01
Published 29 июня 2020, 21:01
Modified 30 марта, 13:54
Updated 30 марта, 13:54
Многие задаются вопросом, каких политических сюрпризов можно ожидать после окончания 1 июля плебисцита по поправкам в Конституцию. И хотя в правовом плане «всенародное голосование» представляет собой бессмысленное действие (обновленную Конституцию уже сейчас можно купить в магазинах), тем не менее, оно воспринимается как некий переходный рубеж, после которого должно произойти нечто, что и определит архитектуру системы власти в России как минимум на ближайшие несколько лет.
Почему сформировалось именно такое восприятие, понятно. На протяжении последних месяцев СМИ, соцсети и анонимные телеграм-каналы активно подогревали интерес публики к этому мероприятию. При этом обращают на себя внимание интерпретации, суть которых сводится к тому, что предстоящее голосование по поправкам в Конституцию может запустить процесс «перезагрузки» всей политической системы.
Особенно активно эта тема обсуждается в телеграм-каналах. И здесь надо понимать, что речь по большей части идет не о независимых источниках информации, а о площадках, на которых вполне себе успешно отрабатываются политические технологии. Анонимы настойчиво предупреждают о якобы грядущем переходе «системы» в зону повышенной турбулентности с ее последующим переформатированием — именно в таком контексте рассматриваются возможные досрочные выборы в Госдуму, отставка правительства и даже перевыборы президента.
У читателей невольно создается ожидание каких-то кардинальных изменений во власти или, проще говоря, возникает ощущение надвигающейся «движухи». Хотя, честно говоря, в России уже давно устали ждать перемен, сосредоточившись на самовыживании. Но как еще заманить граждан на избирательные участки?
Ведь процесс делегитимации власти проявляется не только в том, что ее действия вызывают недовольство. Он выражается и в отсутствии как такового интереса к ней с сопутствующим желанием отстраниться как можно дальше. Иногда российским властям все же удается задобрить граждан, что воспринимается ими как должное. Но вот вызвать к себе интерес — увы. Да и настоящий интерес без деятельного, а, главное, результативного участия тоже невозможен. Поэтому многие люди и не хотят идти голосовать: во-первых, как они говорят, «все уже и так решили за нас», а во-вторых, мол, «все равно не из чего или не из кого выбирать — кругом сплошная фикция».
Сами же власти ломают голову над тем, как бы все поменять так, чтобы при этом ничего не изменилось. В этом смысле пресловутое «обнуление» означает вовсе не обновление, а лишь повторное воспроизведение — только при этом речь идет совсем не о любимом сериале, который не грех прокрутить во второй раз.
Так и вбросы о грядущем «перезапуске» системы призваны создать ложные представления и ожидания о способности власти переформатировать саму себя. Это почти невозможно, хотя бы потому, что нынешняя «вертикаль власти» четко персонифицирована, то есть замыкается на одном конкретном человеке. И эта конструкция, вероятнее всего, просто развалится, как только он уйдет.
Если принять этот тезис за основу, то даже объявление досрочных парламентских выборов сработает на консервацию политической системы, потому как в этом случае ставится цель сохранить большинство в Госдуме непременно за «Единой Россией». Проведение же выборов в намеченный срок якобы сопряжено с высокими рисками потерять контроль над результатами голосования.
Что же до отставки правительства (причем не обязательно в полном составе), то это возможно только если Кремлю срочно понадобится большая жертва, чтобы погасить недовольство граждан в условиях ухудшавшейся социально-экономической обстановки. Другими словами, в такой ситуации правительство используют в качестве громоотвода.
Досрочные же выборы президента, о которых также говорят в анонимных телеграм-каналах, это вообще из области фантастики. Владимира Путина как раз и «обнулили» для того, чтобы, как он сам выразился, элиты «не рыскали глазами в поисках преемников» как минимум до 2024 года. Влиятельный сенатор Андрей Клишас предложил вслед за этим вообще «перестать думать о трансфере».
Фактически же оба дали понять, что никаких «перезапусков» и «перезагрузок» системы ждать не стоит. Единственное, на что способны власти (и что долгое время демонстрировали) — это имитация готовности к изменениям.
Один из любимых приемов нашей нынешней власти связан с кадровыми «рокировочками», когда одних и тех же чиновников рассаживают по кабинетам то так, то эдак. С высокой долей вероятности можно прогнозировать, что мы уже скоро снова это увидим. Но разве что-то принципиально изменится, если, например, вместо Вячеслава Володина председательствовать в Госдуму отправят Дмитрия Медведева, сменят руководство ЦИК, да хоть бы назначат нового премьера?
Ответ известен, как и то, что у властей, судя по всему, уже давно нет необходимости даже в иллюзорной народной поддержке. Пресловутая легитимность тоже превратилась в симукляр, который при желании легко создается в кремлевских кабинетах, как какая-нибудь очередная партия-спойлер.
Вопрос также в том, способна ли нынешняя постсоветская система к «перезагрузке» как таковой, да еще и такой, чтобы прошло все мирно и в правильном направлении. Пока ситуация выглядит так, что народ и власть пытаются выжить в двух параллельных мирах, при этом одни проводят свои дни в поиске скоромных средств к существованию, а вторые в борьбе за влияние и ресурсы. И в этой картине нет даже намека на так называемый «образ будущего».
Елена Земскова