Posted 30 июня 2020, 12:24

Published 30 июня 2020, 12:24

Modified 30 марта, 13:54

Updated 30 марта, 13:54

Ключ к борьбе с раком — иммунитет?

30 июня 2020, 12:24
Врачи все чаще прибегают к иммунотерапии при лечении злокачественных опухолей. Как отмечают эксперты, за этой процедурой — будущее онкологии.

Иммунотерапия — новое слово в лечении онкобольных. Эксперты считают методику весьма перспективной, а в будущем она станет дешевле и популярнее. Пока ученые еще работают над новыми препаратами.

Корреспондент «Росбалта» изучил данные профильных учреждений и поговорил с заведующим химиотерапевтическим отделением Санкт-Петербургского онкоцентра, профессором кафедры онкологии Федором Моисеенко. Выяснили, чем процедура выделяется на фоне других и каким пациентам она подойдет.

Что такое иммунотерапия?

Иммунная система постоянно борется с угрозами здоровью. Коварство раковых клеток в том, что их не всегда удается отследить и уничтожить. В итоге опухоль растет, что приводит к летальному исходу.

В отличие от других типов лечения, иммунотерапию применяют, чтобы повысить сопротивляемость организма. Таким образом, методика направлена не столько на ликвидацию злокачественных новообразований, сколько на стимулирование борьбы с ними.

«Важная особенность состоит в том, что такое лечение, пусть и не всегда, позволяет добиться длительной ремиссии: от пяти и более лет. Поэтому процедуру так ценят пациенты», — отметил Моисеенко.

Лечение подходит для всех видов рака?

Как утверждают в НМИЦ онкологии им. Петрова, иммунотерапия уже показала хорошие результаты в борьбе с кожной меланомой, саркомой мягких тканей, раком кишечника и раком почек. В целом же эффективность методики подтверждается и при устранении других опухолей. Решение в итоге принимает врач.

«В настоящий момент такое лечение формально показано большому количеству пациентов, но результативность наблюдают лишь у части из них. Так, вероятность длительной ремиссии не слишком высокая: в 15% случаев при раке легкого, чуть выше показатели при меланоме», — рассказал Моисеенко.

Напротив, рак толстой кишки предпочтительнее лечить другими методами. Таким образом, процедура подходит не всем, необходима консультация с онкологом. Сегодня ученые работают над тестами, которые позволяют заранее выявить шансы на успех.

А на какой стадии назначают лечение?

По-разному, зависит от типа рака. Как отмечают зарубежные исследователи, к иммунотерапии прибегают чаще, если более «радикальная» химиотерапия не дает результатов. Однако эксперты все чаще выступают за процедуру на более ранних этапах.

Как проходит иммунотерапия? Вводят какие-то вещества в организм?

Да, причем известны несколько методик. Так, CAR-T-клеточная терапия предполагает следующее. Кровь пациента делят на компоненты, а затем извлекают Т-лимфоциты. Их модифицируют в лаборатории, чтобы улучшить способность к распознаванию раковых клеток, а затем вводят обратно в организм.

Применяют также специальные препараты: ингибиторы контрольных точек, лекарства на основе онколитических вирусов и даже вакцины. Лечение зависит от разновидности рака и других показателей здоровья.

«Препараты влияют на определенные механизмы, снимают блокирующее действие опухоли на иммунную систему», — вкратце объяснил онколог Моисеенко.

Наверняка есть какие-то побочные эффекты?

Иммунотерапию по праву считают «мягкой» формой лечения, однако без неприятных последствий не обходится. У пациентов фиксируют осложнения от незначительного воспаления и «гриппозных» симптомов до опасных для жизни состояний, сходных с аутоиммунными нарушениями. Впрочем, последнее — редкость.

«Общие побочные эффекты могут включать кожные реакции, язвы во рту, усталость, тошноту, боли в теле, головные боли и изменения кровяного давления», — отмечают эксперты одного из американских исследовательских институтов.

В целом же симптомы зависят от вида иммунотерапии. Считается, что побочные эффекты не будут проблемой, поскольку ими можно медикаментозно управлять.

Известно, что ВИЧ подавляет иммунитет. Значит ли это, что иммунотерапия будет небезопасна?

Нет, если носители вируса получают полноценное лечение и, таким образом, иммунная система в порядке. Людям с аутоиммунными заболеваниями тоже ничего не грозит. Развеять сомнения поможет лечащий врач.

Как понять, что методика действует и все не зря?

Проблема в том, что процедура часто проводится дольше, чем традиционные методы лечения, что несколько настораживает пациентов. Так, иногда снимки показывают развитие болезни, однако это объясняется псевдопрогрессией: иммунные клетки атакуют рак и опухоль увеличивается в размере. Пациенты, однако, чувствуют себя лучше, и затем ситуация стабилизируется.

«При некоторых типах рака побочные эффекты, связанные с иммунитетом, объясняются успехом лечения, в частности у пациентов с меланомой, у которых развивается витилиго, то есть утрата пигмента кожи. Но для подавляющего большинства пациентов не было установлено четкой связи между побочными эффектами и эффективностью иммунотерапии», — объясняют американские эксперты.

И все же получается, что препараты действуют не всегда?

Верно. Онколог объяснил, почему так происходит.

«Так, препарат может воздействовать на один блокирующий механизм опухоли, тогда как она использует другой. В результате желаемого результата нет, и иммунная система не активируется. Вторая ситуация связана с тем, когда в принципе отсутствует иммунный ответ на опухоль. Это зависит от ее особенностей и работы иммунитета. Третье: иммунную систему удается разблокировать с помощью препаратов, но опухоль быстро адаптируется и включает другие механизмы, которые позволяют ей защищаться», — отметил Моисеенко.

Тем не менее, по его словам, иммунотерапия уже показала себя как перспективный метод лечения.

Наверное, это дорогостоящая процедура?

К сожалению, да, а потому не слишком популярная в России. ОМС не всегда покрывает расходы. Курс лечения доходит до миллиона рублей и выше. Иногда одна только инъекция достигает суммы в несколько сотен тысяч рублей, тогда как процедур понадобится несколько.

«Большинство этих препаратов дорогостоящие из-за их новизны. Фармацевтические компании пока заинтересованы поддерживать цены на таком уровне, но в будущем ситуация может измениться», — считает Моисеенко.

В Петербурге назначают иммунотерапию?

Конечно. Более того, у НМИЦ онкологии им. Петрова даже есть собственный патент. Учреждение использует вакцину на основе дендритных клеток для пациентов с солидными опухолями: нейробластомой, рабдомиосаркомой и другими.

«На сегодняшний день лечение индивидуальными противоопухолевыми вакцинами доступно только для детей, для взрослых лечение платное», — отмечают врачи.

Никита Строгов

Также о преимуществах этого иммунотерапии вы можете послушать в подкасте «Росбалта».

«Росбалт» представляет проект «Не бойся!». Помни, что рак не приговор, а диагноз. Главное — вовремя обратиться к врачу.


Подпишитесь