Posted 29 июня 2020, 16:40
Published 29 июня 2020, 16:40
Modified 30 марта, 13:54
Updated 30 марта, 13:54
Итак, чем запомнится 29 июня 2020 года?
Специалисты Национального института здоровья и окружающей среды (RIVM) Нидерландов опровергли данные о том, что источником радиации в Северной Европе стала Россия. Утверждается, что страну происхождения радиоактивных веществ установить нельзя.
Ранее в пятницу в ряде СМИ появились сообщения о том, что в начале июня органы ядерной и радиационной безопасности Швеции, Норвегии и Финляндии фиксировали в атмосфере над территорией Северной Европы небольшое повышение концентраций радиоактивных изотопов, имеющих так называемое реакторное происхождение.
В связи с этим любопытна позиция Кремля. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков в понедельник, аргументируя версию о непричастности РФ к вызвавшим переполох балтийским изотопам, заявил буквально следующее: «У нас абсолютно совершенная и современная система мониторинга радиационной безопасности. Никаких, как вы видели, оповещений о каких-то угрожающих ситуациях или аварийной ситуации нет… ».
Однако, если вспомнить недавний инцидент с аварией секретной ракеты в ходе испытаний на полигоне в Нёнокском административном округе Архангельской области, то уверенность в эффективности такой чудесной системы предупреждений пропадает. Напомним, что тогда в день аварии, 8 августа прошлого года, сайты горадминистрации Северодвинска и Минобороны РФ сообщили, что радиационная обстановка в регионе в норме и выбросов опасных веществ не было. Однако, как стало известно из переписки местного населения в социальных сетях, работникам учреждений Северодвинска 8 августа (после взрыва) были разосланы рекомендации, в частности, закрыть окна, форточки, по возможности не покидать помещения. Однако специального сообщения штаба Гражданской обороны о повышенном уровне радиации и мерах предосторожности по радио и телевидению (чтобы для всех) не передавали. Позднее в этот же день местная телекомпания со ссылкой на начальника отдела гражданской защиты населения Северодвинска Валентина Магомедова сообщила: фон повышался до 2 микрозивертов в час, а значение 0,6 микрозиверта названо не «максимально допустимым», а «аварийным». (Подробнее об этом читайте в статье Аллы Ярошинской «Анатомия вранья: от Чернобыля до Нёноксы».)
Таким образом, есть серьезные основания не верить в работоспособность российской системы мониторинга радиационной безопасности. Ну а кто «наследил» в Северной Европе — уже другой вопрос.
Очередной день голосования за поправки в Конституцию прошел под знаком экзитполов. Как известно, на выборах их результаты нельзя оглашать до окончания голосования по всей стране, потому что это может повлиять на волеизъявление граждан. Однако странный формат семидневного голосования по Конституции изначально не был похож на привычные выборы со строгими правилами, и по мере его прохождения он продолжает обрастать особенностями. Первой из крупных социологических контор табу на оглашение данных экзитполов нарушил провластный ВЦИОМ. Как уточнила затем глава ЦИК Элла Памфилова, рекомендация воздержаться от публикации результатов опросов на выходе из избирательных участков все же была, но ВЦИОМ ее проигнорировал. Понятно, что без согласия сверху он бы не стал так смело манкировать даже рекомендации ЦИКа. Значит, нужно было донести до народа важную информацию, что направить ход голосования в правильном направлении. ВЦИОМ сообщил о победном шествии поправок: внесение изменений в Конституцию РФ за период с 25 по 28 июня поддержали 76% респондентов, принявших участие в голосовании. Из тех, к кому обращались социологи, 70,6% респондентов согласились ответить на вопрос об отношении к поправкам, 29,4% отказались. Против поправок, согласно данным экзитпола, голосовали 23,6% ответивших на вопрос. В общем, цифры похожи на установки в регионы из администрации президента (70-75% «за»), о которых накануне голосования сообщалось в телеграм-каналах.
Поэтому и ЦИК не возмутился, и Дмитрий Песков, объяснивший ситуацию просто: «Это не выборы, это голосование». Поэтому, мол, никакого давления на непроголосовавших это не окажет. Конечно, это не так. Ведь низкий процент проголосовавших «против» может подстегнуть противников поправок прийти на избирательный участок, а это важно, если явка низкая (напомним, по данным тех же телеграм-каналов, Кремль ставил задачу добиться явки не менее 50%).
Об искусственном характере экзитпола ВЦИОМа говорит другой опрос — телефонный, проводившийся группой социолога Сергея Белановского (один из исследователей, которым удалось предсказать протесты 2011—2012 годов). Опрос показал, что доли собирающихся голосовать «за» и «против» поправок почти одинаковы — соответственно 28% и 32%. Таким образом, 60% респондентов заявили о своем намерении участвовать в голосовании. Затруднились ответить или не дали ответа 25% опрошенных, 15% сообщили, что не собираются участвовать в голосовании.
Любопытно, что, если бы голосовались поправки по отдельности, а не пакетом (это еще одна «особенность» нынешнего плебисцита), за «обнуление» сроков действующего президента готовы были высказаться лишь 24% опрошенных (76% против). То есть «дымовая завеса», как называют многие аналитики все поправки, кроме «обнуляющей» сроки президентства Путина, все же сработала.
Александр Лукашенко перед визитом в Россию и переговорами с Владимиром Путиным продолжал демонстрировать, что у него в стране все под контролем. Так беззастенчиво и нагло о своем диктаторском стиле управления, наверное, не хвалятся даже правители самых отсталых африканских стран.
Так, на встрече с активом Минской области Лукашенко заявил, что «дал сигнал» задержать своего оппонента на президентских выборах Сергея Тихановского. «Да, я дал сигнал по Тихановскому. Я что-то не так сделал? Я волновался за свою страну, за которую я до сих пор ответственный. И я всегда буду ответственный — в любой роли», — заявил Лукашенко. Объяснил он и мотивацию преследования оппозиционных кандидатов на президентских выборах. Лукашенко считает, что его политические оппоненты хотят расшатать ситуацию внутри страны и «пойти наступлением на действующую власть». Напомним, что, помимо Тихановского, арестован кандидат в президенты Виктор Бабарико. А в понедельник стало известно, что белорусские полицейские ведут проверку в отношении кандидата в президенты Валерия Цепкало, который мог заниматься «противоправной деятельностью».
Возникает вопрос, зачем Александру Лукашенко понадобилось устраивать цирк с такими выборами, итоги которых будет трудно признать не только западным странам, но и союзной России? Вероятно, в том числе, это и предполагалось обсудить на встрече Путина и Лукашенко на открытии Ржевского мемориала 30 июня.
Николай Ульянов
Смотрите на YouTube-канале «Росбалт. News» итоговую программу «О!Пять! Росбалт», где представлен авторский взгляд журналистов агентства на самые интересные события недели в стране и мире.