Posted 23 июня 2020, 17:22
Published 23 июня 2020, 17:22
Modified 30 марта, 13:56
Updated 30 марта, 13:56
Итак, чем запомнится 23 июня 2020 года?
Сообщая, что президент России до голосования 1 июля выступит с еще одним телеобращением, в Кремле намекнули, что он использует этот мощный формат коммуникации с народом для того, чтобы «еще раз лично разъяснить» смысл поправок в Конституцию. Сейчас вокруг них продолжается активная общественная дискуссия, хотя официальная пропаганда и уверяет, что народ поправки массово поддерживает, так что спорить тут не о чем. Вот многие и приготовились наблюдать, как Путин под пристальным взглядом главы ЦИК Эллы Памфиловой будет пытаться не нарушить ее строгий запрет на агитацию в пользу поправок, ограничившись лишь дозволенным «информированием».
Но это было отвлекающим маневром — Путин использовал совсем другую домашнюю заготовку. С одной стороны, казалось бы, бесхитростную — президент вновь отчитался об успехах и пообещал продолжить раздавать прежние блага, добавив в ним новые. С другой стороны, вряд ли кто-то ожидал, что это будет подано в таком концентрированном виде. Путин словно рассыпал целый контейнер с пряниками для народа, пообещав конкретные и вполне осязаемые блага многим и многим категориям граждан — от врачей, педагогов, семей с детьми до айтишников, будущих ипотечников и безработных.
В ход пущены и повтор раздачи «вертолетных денег» по 10 тысяч рублей на ребенка, и давно приберегаемая «козырная карта» — повышение налогов для богатых. Боеприпас ценный, потому что редкий — у власти в арсенале не так уж много идей, которые способны вызвать массовую поддержку населения. Так что тут на всякий случай даже пустили пробный шар — тему повышения НДФЛ для «состоятельных граждан» вбросили для общественного обсуждения в минувший четверг и только после того, как она прошла на ура, ее как свое решение оформил президент.
Кстати, тут нельзя не обратить внимание, что Путин анонсирует раздачу денег и повышение налогов от себя лично, как президентскую волю, уже не оговариваясь фразой «если поддержит Государственная дума».
Можно сразу же предсказать, как и за что будут критиковать эту речь. Президент, хотя и напоминает, что война с коронавирусом не закончена, уже говорит об эпидемии и всех карантинных лишениях в прошедшем времени («не было растерянности, мы боролись и победили»). При этом его слова о том, что российскими властями были приняты своевременные меры и они даже «работали на опережение», подавая пример другим странам, несомненно вызовут бурные споры.
Даже, казалось бы, беспроигрышный ход — решение направить повышенные налоги богачей целевым образом на помощь детям с редкими заболеваниями, тоже явно вызовет вопросы. Во-первых, конечно, такой: почему власть не замечала эту проблему до сегодняшнего дня, хотя общественники о ней криком кричали долгие годы, если не десятилетия? Термин «орфанное заболевание» давно на слуху, и только чиновники каждый раз делают вид, что они не в курсе и тема для них в новинку.
Кроме того, у олигархов теперь появится прекрасная возможность перестать отводить глаза после упреков в чрезмерной роскоши. «Ну и что, что яхты-самолеты. Я плачу повышенные налоги. Помогаю, мол, детям и дело с концом».
Наверняка будут спорить и о заявлении, что главное достижение России в борьбе с коронавирусом это то, что в нашей стране «сохранили человеческие жизни». 13 место в мире, 8359 погибших от COVID-19, это, конечно, намного лучше, чем в США, но все же хуже, чем, например, в Китае, откуда все началось.
Путина часто сравнивают со Штирлицем, вот и на этот раз он использовал прием из арсенала знаменитого разведчика — «запоминается последняя фраза». Про голосование по поправкам в Конституцию президент заговорил только в самом конце своего довольно длинного и насыщенного выступления. Подчеркнув, что ничего не будет решено без одобрения народа, Путин отметил, что все хорошее, о чем говорилось до этого, стало возможным потому что «мы доказали, что умеем это делать», вполне прозрачно дав понять, что «коней на переправе не меняют».
Бывший глава Киргизии Алмазбек Атамбаев, арестованный год назад в ходе штурма его резиденции, осужден по делу о коррупции. Приговор суров — 11 лет и 2 месяца лишения свободы, а также конфискация имущества. Здесь довольно трудно говорить о торжестве правосудия, поскольку Киргизия долгие годы не может выбраться из политического кризиса, иногда оборачивающегося погромами, причем каждая следующая власть сводит счеты с предыдущей.
Так что ответ на вопрос «вы что, хотите как в Бишкеке?», вовсе не очевиден. Но, как бы то ни было, Киргизия — единственная среднеазиатская постсоветская страна, где внутренние противоречия настолько сильны, что не позволяют прижиться несменяемой власти. В Туркмении, Таджикистане, Узбекистане, Казахстане при этом де-факто установлена «электоральная монархия». А наиболее наглядно эта политическая модель проявилась в Азербайджане, где законно и демократически избранным президентом, пользующимся непререкаемым авторитетом, стал сын скончавшегося главы государства.
Киргизия же оторвалась от всех соседей и угодила в другую группу бывших республик СССР — она оказалось вместе с Грузией, Украиной, Арменией, где власть менялась после уличных акций протеста, которые принято называть «цветными революциями».
Примечательно, что на постсоветском пространстве сейчас сразу два государства стоят на распутье. Только смотрят они в противоположные стороны — если Белоруссия, где народ выходит на улицы с требованиями конкурентных президентских выборов, получает шанс перестать быть «последней диктатурой в Европе», то Россия, в которой все готово к конституционной реформе, призванной закрепить власть нынешнего лидера, рискует растерять свои последние демократические завоевания и провалиться лет на тридцать (а то и на полвека) в прошлое.
Казалось бы, пандемия, наделав бед, вместе с тем дала шанс на развитие внутреннего туризма в России. Но, похоже, у нас опять получается «как всегда», и шанс этот утонет в дрязгах бизнеса и власти.
Представители туристической отрасли утверждают, что жесткие требования Роспотребнадзора к санаториям в Сочи и курортникам, желающим туда приехать, привели к массовым отменам брони. Это вызвано тем, что у людей не получается собрать необходимые медицинские справки из-за огромных очередей в поликлиниках. Санаториям же необходимо выполнить 130 пунктов требований Роспотребнадзора. В результате в Сочи сейчас открылась лишь треть санаториев, причем некоторые работают себе в убыток.
Тем временем иностранные конкуренты намерены отвоевать российских туристов, устроив «битву курортов». Анкара предложила Москве восстановить авиасообщение с 15 июля и ждет ответа от РФ, заявил во вторник посол Турции в Москве в интервью «Интерфаксу». Не отстает и Египет — туристический сезон там стартует 1 июля, в том числе откроются легендарные для россиян курорты Хургада и Шарм-эш-Шейх. При этом с июля до конца октября визы в Египет будут бесплатными для граждан всех стран.
Евгений Евдокимов
Смотрите на YouTube-канале «Росбалт. News» итоговую программу «О!Пять! Росбалт», где представлен авторский взгляд журналистов агентства на самые интересные события недели в стране и мире.