Posted 11 июня 2020, 08:00
Published 11 июня 2020, 08:00
Modified 30 марта 2024, 14:02
Updated 30 марта 2024, 14:02
В ходе гражданской войне в Ливии силы, подконтрольные признанному ООН Правительству национального согласия (ПНС) Фаиза Сараджа, отбросили войска Ливийской национальной армии (ЛНА) Халифы Хафтара от столицы страны Триполи и нанесли серию авиаударов по городу и порту Сирт, расположенному в 450 км восточнее столицы.
Однако до завершения этого военного конфликта еще далеко — в его исходе заинтересованы не только сами ливийцы, но и сразу несколько иностранных государств. В частности, на стороне Сараджа выступают Катар и, самым активным образом, Турция, чьи беспилотники внесли заметный вклад в военные успехи ПНС. Хафтара поддерживают ОАЭ и Египет. При этом Каир перебрасывает танки к границе с Ливией, а египетский президент Ас-Сиси выступил с миротворческой инициативой, которая больше похожа на завуалированный ультиматум ПНА.
Россия, по ее заверениям, придерживается нейтральной позиции. При этом неофициально она поддерживает Хафтара, на стороне которого воюют наемники из ЧВК «Вагнер». Также США официально обвинили Москву в том, что это она в конце мая отправила на помощь Хафтару истребители МиГ-29.
Ситуацию в Ливии «Росбалт» попросил прокомментировать военного обозревателя Павла Фельгенгауэра.
— Насколько переброска МиГ-29 и другого российского оружия в Ливию, участие в гражданской войне наемников из ЧВК может переломить там ситуацию в сторону ЛНА?
— Контрактники наши в Ливии уже давно, а с МиГами вообще непонятная история, тем более, что пользы от них там никакой нет. Мне с самого начала было непонятно развертывание в Ливии МиГ-29, потому что с военной точки зрения они там совершенно бессмысленны. Поэтому я сомневаюсь, что это прямая операция там наших ВКС.
МиГ-29 — это чистый истребитель, который в свое время был разработан для того, чтобы противостоять авиации НАТО в большой войне в Европе. Он не предназначен для нанесения бомбовых ударов, хотя в постсоветское время и был несколько модернизирован, в том числе, и для работы «по земле». Но некоторые страны от него потом отказывались. Это специфические машины, наносить удары по наступающим войскам они не приспособлены, как и сбивать современные турецкие беспилотники. Поэтому развертывание в Ливии МиГ-29 с военной точки зрения выглядело достаточно странно. Я думаю, это не наши ВКС, которые почти не используют МиГ-29, например, в Сирии. Логично было бы использовать в Ливии штурмовики Су-24, которые вроде бы тоже были в той партии, которую недавно туда доставили вместе с МиГ-29, о чем уже многие написали. Но пары Су-24 там совершенно недостаточно.
— Если не Москва, то кто мог отправить туда МиГи и «сушки»?
— Много кто мог. Например, египтяне, иранцы. У них такие самолеты есть.
— А разве Иран в ливийской войне участвует?
— Пока нет. Но продать эти самолеты в Ливию Тегеран мог. В основном, в этой войне участвуют ОАЭ и Египет. Абу-Даби мог приобрести эти самолеты у сирийцев, у которых есть и МиГ-29, и Су-24.
— Что касается Египта, хочу узнать ваше мнение, насколько реально, что эта страна может напрямую начать в ближайшее время военную интервенцию в Ливии, учитывая и недавний ультиматум Ас-Сиси и то, что египетские танки уже подведены к ливийской границе?
— В случае победы ПНС Сараджа начнется более серьезная поддержка ЛНА и Египтом, и Абу-Даби, и Москвой, хотя Кремль, как мне представляется, уже хотел бы избавиться лично от Хафтара. Прокремлевские СМИ уже обвиняют Хафтара во всем, пишут, что он всем надоел и так далее. Но в целом перечисленные державы хотели бы не пустить дальше Сараджа и провести в Ливии размежевание наподобие того, как это сделано в Сирии. То есть, например, разделить Ливию на западную Триполитанию и восточную Киренаику.
— И все же, на ваш взгляд, возможно ли сейчас прямое вторжение Египта в Ливию?
— В принципе возможно. Но это может привести к санкциям в отношении Египта и со стороны Евросоюза, и со стороны США. Поэтому египтяне хотели бы сделать это более осторожно. Но в целом я думаю, что все участники ливийского конфликта хотели бы сейчас заключения перемирия и размежевания. Просто триполитанские группировки перед этим хотели бы побольше оттяпать в свою пользу.
Беседовал Александр Желенин