Posted 3 июня 2020, 15:00

Published 3 июня 2020, 15:00

Modified 30 марта, 14:06

Updated 30 марта, 14:06

Вспышка пострашнее коронавируса

3 июня 2020, 15:00
Остановка плановой вакцинации из-за COVID-19 может повлечь всплеск давно забытых болезней, хотя в России ее и так никто не проходит, считает профессор Михаил Костинов.

На фоне пандемии коронавируса в России ни дети, ни взрослые на протяжении почти двух месяцев фактически не получали вакцину против кори. При этом во многих регионах отмечаются вспышки этого крайне опасного вирусного заболевания. Так, в январе 2020 года, по данным Минздрава Якутии, в регионе было зарегистрировано 73 новых случая заболевания корью. В феврале об осложнении эпидемиологической ситуации сообщал Роспотребнадзор Тамбовской области. По данным ведомства, там заразилось 53 человека. В столице в начале года две школы тоже закрывали на карантин по кори. В Питере и Ленинградской области в конце апреля насчитывалось 62 новых случая. В Оренбурге в мае корью заболели 14 человек, а в Рязанской области, по данным местного Роспотребнадзора, заболеваемость корью в мае выросла в 34 раза.

С середины мая отдельные регионы начали возобновлять плановую вакцинацию детей. В других начнут с июня. В третьих - сроки снятия ограничений пока не ясны. Для взрослых приостановка вакцинации продолжается до сих пор. Эксперты бьют тревогу в отношении снижения охватов вакцинации против кори. Неблагоприятная эпидемиологическая ситуация по кори представляет большую угрозу как для детей, так и для взрослых. Насколько критичной может быть ситуация, в которой мы оказались, рассказал «Росбалту» профессор, доктор медицинских наук, заведующий лабораторией вакцинопрофилактики и иммунотерапии аллергических заболеваний НИИ вакцин и сывороток имени Мечникова РАМН Михаил Костинов.

— Может ли временная остановка вакцинации против кори спровоцировать эпидемию?

— Вообще, никто не отменил вакцинацию совсем. Приостановили на время только плановую вакцинацию. При этом в очагах кори и в группах риска прививки делают.

— Что значит «плановая вакцинация»?

— Даже если вам делали прививку от кори в детстве, иммунитет не сохраняется на всю жизнь, поэтому в определенном возрасте нужно пройти вакцинацию снова. В рекомендациях ВОЗ от 20 марта говорится, что каждая страна сама определяет свою политику вакцинации в период пандемии COVID-19. Но специалисты отмечают, что не должна останавливаться плановая вакцинация, особенно у детей, поскольку это может дать толчок эпидемии, которая может оказаться намного опаснее, чем коронавирус.

При этом, очагов кори у нас много. Достаточно, чтобы заболел один человек, и дальше все, кто находится в его окружении, подхватывают инфекцию. Это касается как тех, кто вообще не был привит, та и тех, кто прививку делал давно, и иммунитет не сохранился.

— Может ли остановка плановой вакцинации привести к эпидемии кори?

— Плановую вакцинацию у нас в стране никто и не делает. Вы же не пошли делать прививку от кори, и не пойдете? И таких у нас много. Так что никакой роли приостановка вакцинации на фоне коронавируса не играет. При этом, тем, кому нужна прививка по эпидпоказаниям, их делают.

— Насчет прививок: я, собственно, и не знала, что есть какой-то там календарь, и что мне нужно пройти дополнительную вакцинацию. Я думала, все, что нужно, нам сделали в детстве.

— И не вы одна так считаете. Раньше повторную прививку от кори нужно было делать до 35 лет, сейчас — до 55 лет. Для тех, кто был в детстве привит, хотя бы однократно. Тем, кто никогда не получал вакцину от кори, делают две дозы с интервалом от трех до шести месяцев. Это в идеале. Но в перестройку взрослым фактически перестали делать прививки. Теперь их никто в поликлиники по этому поводу не вызывает. Вакцинацию проводят в основном среди тех, кто работает в бюджетных организациях. Это не больше 30% трудящихся. Всех остальных поймать, чтобы сделать прививку, трудно. В результате, меняется и иммунная прослойка.

— Если я не знаю, делали ли мне в детстве прививку?

— В таком случае вам делают одну дозу, и определяют иммунитет. Если он есть, вторую дозу делать не придется. Можно взять кровь на антитела, но это более затратно. Можно просто прийти в поликлинику и вам сделают прививку.

— Сейчас, кроме бюджетников, таких прививок никто, как я понимаю, не делает. Насколько это опасно?

— Опасно. Когда начались первые вспышки заболеваемости, около 10 лет назад, кто пошел прививаться? Никто. Только бюджетники, которых без справки о вакцинации не принимали на работу. Врачи, в частности. Но сколько таких? Поэтому мы и получаем сегодня корь среди взрослых. И такие случаи еще будут. После вакцинации со временем иммунитет теряется, его не хватает на всю жизнь, но повторно люди не прививаются. И мы видим подъем заболеваемости. В соседней Украине, к примеру, заболевших столько, сколько по всей Европе.

— Если в городе 10-12 заболевших, это уже считается вспышкой. Но стоит ли переживать по этому поводу? Так ли это серьезно?

— Эти люди — источники распространения инфекции, и все, кто с ними контактировал, рискуют заболеть. Именно поэтому так важно делать прививки взрослым.

— Но мы ведь и до пандемии не проходили плановую вакцинацию, так что COVID-19 в этом смысле ничего не изменил?

— Действительно, угроза вспышки кори у нас существовала и до пандемии коронавируса.

— Какой процент населения должен быть привит, чтобы не опасаться новой эпидемии кори?

— В идеале — 95%. Детей мы прививаем — 98-99%. Но среди взрослых цифры на порядок меньше. Я диссертацию по этой теме защитил. На всю жизнь иммунитет не сохраняется. Среди тех, кому сейчас от 18 до 24 лет, не имеют иммунитета к кори 38%. В возрасте от 30 до 50 лет этот показатель снижается до 28%. Это значит, что люди переболели корью, и приобрели иммунитет. Они, кстати, могут даже не знать об этом. Ведь не все переносят корь в тяжелой форме. Она тоже бывает практически бессимптомной. Люди могут принять ее за аллергическую реакцию, и даже не знать, что больны. В этом корь и коронавирус похожи. Только COVID-19 бьет обычно стариков и хронических больных. Что касается кори, у пожилых ее практически не бывает. Люди если и болеют корью, то обычно до 50-55 лет. В 60 лет — очень редко. Ей подвержен в основном «золотой» возраст — от 20 до 50 лет. Коронавирус они перенесли бы, скорее всего, в легкой форме. Но о кори сказать то же самое нельзя. Болезнь может протекать как в легкой форме, так и в тяжелой — до больницы и летального исхода.

Что при коронавирусе, что при кори легкая форма болезни способствует ее распространению. Люди не знают, что заразились, продолжают ходить на работу, встречаться с друзьями. Но только в случае COVID-19 человек остается носителем две недели, а в случае кори — от трех до пяти дней.

— Есть ли какой-то способ затащить взрослых на плановую вакцинацию?

— Конечно. Можно было бы проводить вакцинацию взрослых в вузах и колледжах, при получении или замене водительских прав, при любом попадании в медицинское учреждение, в том числе, когда они приходят на прививку с детьми. Но пока ничего такого в нашей стране не делают, и количество людей, у которых есть иммунитет к кори, сокращается.

Анна Семенец

Подпишитесь