Posted 29 мая 2020, 15:16
Published 29 мая 2020, 15:16
Modified 30 марта, 14:07
Updated 30 марта, 14:07
Необходимость внедрения раздельного накопления отходов в Северной столице активно обсуждают последние несколько лет. Причем нередко можно услышать мнение, что в Петербурге этой цели добиться будет крайне сложно. Однако опыт других городов в самых различных странах показывает, что главное — подойти к задаче с умом.
В частности, солнечный Сан-Франциско в США давно стал хрестоматийным примером грамотной сортировки мусора. Сегодня в мегаполисе на переработку идет до 80% мусора, а власти упорно стремятся к полному обнулению отходов. Как Сан-Франциско пришел к таким потрясающим результатам? Как выглядит система разделения отходов? Постараемся разобраться.
Удивительно, но страна, которая десятилетиями задает тренды в рыночной экономике и культивирует культуру сверхпотребления, одной из первых перешла на разделение отходов. Американцы быстро осознали, что переработка экономит природные ресурсы и тормозит рост мусорных полигонов.
Первый в мире центр по сортировке и переработке мусора появился в Нью-Йорке в 1895 году. Позже в каждом штате начнут разрабатывать и применять на практике свою систему сортировки — в том числе из-за этого достижения разных американских городов по части безотходного производство и потребления разнятся. Но к идеальной, пожалуй, близка система разделения отходов именно в Сан-Франциско, где мусорная индустрия сумасшедшими темпами начала развиваться уже в 1932 году.
Жители Сан-Франциско выбрасывают мусор всего в три контейнера — зеленый, синий и черный. Такой вид переработки удобен и прост — в отличие, к примеру, от замысловатой сортировки в Германии. В 2003 году, когда Сан-Франциско поставил себе цель достичь нулевого количества отходов к 2020 году, такие цветные баки появились у каждого дома.
В зеленый люди выбрасывают биоразлагаемые продукты: остатки пищи, грязную бумагу, растения. Большую часть мусора составляют пищевые отходы. Он уезжает в компостный завод за городом, где его сортируют, измельчают, утрамбовывают и продают как органический компост. Вскоре он станет удобрением для тех же виноградников — пожалуй, такая участь намного лучше, чем гниение на свалке.
В синий бак помещают все, что можно пустить на переработку: металл, бумага, пластик, стекло. На сортировочной станции его разделяют и развозят по перерабатывающим предприятиям. Совсем скоро из нескольких выброшенных вами бутылок появится новая — возможно, лимонад, который вы купите в магазине через пару месяцев, разольют именно в нее.
Черные баки предназначены для того, что отправится на свалку — так как переработать его невозможно. Это, к примеру, карандаши, памперсы, пакеты, пенопласт и многое другое.
Есть и еще несколько видов мусора, которые в Сан-Франциско утилизируют в специально отведенных местах, которые находятся неподалеку от каждого дома: электроника, батарейки, масла, лекарства и другие виды опасных отходов. Одежду также можно сдать в специальные контейнеры.
В Сан-Франциско проживает около 900 тысяч человек — и с отходами, которые они производят, справляется одна сортировочная станция в порту. Туда привозят все то, что попадает в синий бак. Работа сортировщиков построена так, что они из всего потока мусора убирают загрязняющие элементы. Станция оснащена высокотехнологичным оборудованием, и почти все процессы автоматизированы.
Так, сталь от алюминия отделяют специальными магнитами, которые притягивают сталь и отправляют ее по особому желобу. Цветные металлы сортируют уже с помощью другого магнитного поля. Кстати, алюминий часто используют для создания деталей машин, велосипедов и новых банок. Бумага также проходит через конвейер, из нее убирают примеси. Пластик для переработки тоже сортируют по видам. Здесь на помощь приходят инфракрасные лучи — они подсвечивают пластик, а оптический сенсор определяет, какой он плотности. Направленными выбросами воздуха непрозрачные фракции отделяются.
На финальном этапе металл, пластик, стекло, бумага и картон оказываются рассортированы на 16 фракций. Все вторсырье попадает под пресс, и он сжимает его в блоки, которые легко транспортировать. Вторресурсы типа стали и алюминия отправляют на местные перерабатывающие заводы. А вот бумагу и пластик чаще отправляют в Китай.
Как ни странно, одним из компонентов явного успеха Сан-Франциско по части переработки стала… монополия. Но к ней власти пришли не сразу. Так, в 1932 году мусором в мегаполисе ведала почти сотня частных компаний. Со временем город осознал, что их слишком много, и перестал выдавать лицензии на право заниматься отходами. Спустя годы слияний и поглощений остались всего две организации — это было в 60-х.
На сегодняшний день выжила лишь одна компания, которая заведует отходами Сан-Франциско уже больше века. Она же ведет все платежи горожан за вывоз мусора — в общем и целом, оказывает местным властям услугу «под ключ».
Еще один секрет столько успешной сортировки в том, что компании очень выгодно этим заниматься. Прибыль оператора формируется исходя из тарифа на сортировку, выручки от продажи вторсырья и залоговой стоимости на упаковку. Прибыль организации устанавливает город, и она составляет около 7%. В одном из своих интервью муниципальный служащий Алекс Дмитриев из департамента экологии Сан-Франциско, заявил, что за год компания зарабатывает порядка 260 миллионов долларов. Из них 20 миллионов она получает от продаж вторресурсов, остальное — платежи людей.
Когда на мусорном рынке всего одна компания, контролировать ее просто. По словам Алекса Дмитриева, контроль за качеством сырья проходит на всех этапах. Первое звено — это водитель мусоровоза, который следит за тем, чтобы отходы были разложены по контейнерам правильно. Он на машине забирает только один вид отходов — так удается предупредить простое сваливание мусора в кучу на ближайшем пустыре (что, к примеру, часто практикуется в России).
Но без технологий здесь тоже не обошлось: у каждого грузовика стоит радиочастотный чип, который следит за тем, какой именно бак он себе погрузил. То есть если на него вдруг пожалуются, можно легко просмотреть все данные и понять, как работала та или иная мусоровозка. А еще в Сан-Франциско есть наблюдатели, которые иногда прочесывают районы и контролируют сборщиков мусора.
На программу сортировки муниципалитеты Сан-Франциско из бюджета не тратят ничего. Все затраты заложены в тарифы для населения и бизнеса — по сути, главных производителей мусора.
Как заявляет Алекс Дмитриев, если семья живет в отдельном доме, каждый месяц она платит за вывоз трех баков мусора, которые везут на полигон, переработку и компост, 25 долларов. Учитывая, что в 2019 году средняя зарплата жителей составляла 7727$, сумма кажется практически незаметной. Если же речь о многоквартирном доме, то владелец здания распределяет всю сумму за вывоз отходов по квартирам.
Огромное значение имела личная коммуникация с людьми и экопросвет. Каждый муниципалитет города ведет образовательную работу на местах — со школьными учителями, главами национальных общин (не забываем, что в Сан-Франциско 39% населения родились за пределами США, выходцы из Азии составляют 31%, из Латинской Америки — 14%, из Африки — 8%).
Волонтеры-студенты ходят по домам, раздают инструкции о том, что можно складывать в баки, говорят о важности экологической ответственности каждого человека. А еще жителям многоквартирных домов муниципалитет бесплатно поставляет мусорные ведра для органики и биоразлагаемые пакеты, в которых можно выбрасывать органику.
К 2012 году Сан-Франциско добился того, что на переработку и в компост стало уходить 80% мусора. Этот показатель стал самым высоким по США — в среднем в американских городах добились цифры в 34%. Однако полное избавление от мусора к 2020 году оказалось сложной задачей даже для такого продвинутого мегаполиса, как Сан-Франциско.
В департаменте окружающей среды города заявляли, что если бы каждый житель тщательнее сортировал свой мусор по бакам, на полигон могло бы не попадать до 90% отходов.
Однако у Джона Саймона, исполнительного директора одной из организаций, работающих в этой сфере, свое мнение. Он полагает, что Сан-Франциско не достиг поставленной амбициозной задачи просто потому, что «они не могут переработать то, что невозможно переработать».
Теперь перед солнечным городом стоит новая цель — к 2030 году уменьшить количество отходов на человека на 15% и в два раза сократить количество мусора, который попадает на свалки. Посмотрим, удастся ли им воплотить это в жизнь.
Анжела Новосельцева