Posted 27 мая 2020, 12:59
Published 27 мая 2020, 12:59
Modified 30 марта 2024, 14:09
Updated 30 марта 2024, 14:09
Каковы перспективы нашего отдыха в нынешнем летнем сезоне, который уже наступил, но безжалостно «скомкан» пандемией и карантином? С корреспондентом «Росбалта» беседует вице-президент Ассоциации туристических операторов России (АТОР) Илья Уманский.
— Илья Геннадьевич, на что все-таки может надеяться исстрадавшийся россиянин по части туризма и отдыха?
— Пока это еще уравнение с очень многими неизвестными, но есть некие понятные тенденции. Первая из них: до осени ждать открытия зарубежных курортов не стоит. Не раньше октября, думаю. Поэтому нынешним летом выбор лежит в границах нашей страны.
— Здравый смысл, безусловно, на вашей стороне. Но боюсь, что не все согласятся. Среди «столичного бомонда», да и не только, есть немало ценителей, которые признают только заграничный отдых…
— Какие-то «партизанские тропы» для них, может, и сохранятся — примерно так же, как люди просачиваются в Египет, который закрыт для организованных выездов российских туристов. Я бы не советовал это делать. Уже озвучено было председателем Роспотребнадзора Анной Поповой, что этим гражданам придется по возвращении просидеть две недели в карантине.
Действительно, ЕС и ряд других стран, как Вьетнам, да и та же Турция, понемногу начинают принимать туристов. Но Россия в этом отношении может оказаться в стороне. По моей информации, международные перевозки не восстановятся в полноценном объеме, они будут сокращены. В каком-то виде авиаперевозки будут существовать: летают не только туристы. Может быть так: полеты только между мировыми столицами. Но перевозка по традиционным туристическим маршрутам, скорее всего, будет закрыта нынешним летом.
— То же касается и въездного туризма?
— Конечно. Если мы опасаемся отправлять своих туристов в другие страны, параллельно принимать туристов из-за рубежа было бы нелогично.
Надо потратить этот год на изучение возможностей российского туризма. Я считаю, что должную альтернативу найти можно.
— А нам позволят ее найти?
— Сейчас идет некоторая борьба в высоких кабинетах, или даже не борьба в прямом смысле, но процесс выбора сценария. Все понимают, что людям надо дать возможность отдохнуть. Границы открывать никто не хочет, но есть и страх распространения вируса внутри границ, если быстро открыть российские курорты. В Москве масочный режим, регионы не в лучшей ситуации, однако сезон летний подступает.
Сначала были выпущены одни рекомендации Роспотребнадзора к гостиничному и санаторно-курортному комплексу. Они ставили под большой вопрос саму возможность открытия, а точнее, делали открытие невозможным. Затем — тут надо благодарить Ростуризм, который провел большую работу с Роспотребнадзором — тот смягчил свои требования. И сейчас в тестовом режиме на территории Краснодарского края могут с 1 июня открыться санатории. Это первый опыт: если он пройдет успешно, следом станут открываться и другие курорты и категории мест отдыха.
Почему санатории? Это все-таки учреждения с медперсоналом, способные ответственно подойти к соблюдению правил и принятию мер. На них и ложится бремя оттестировать возможность туризма в сезоне. Порядка 150 объектов открывается в виде первой волны. Но это, конечно, капля в море.
Здесь тоже идет противостояние: президент поручил оказывать поддержку внутреннему туризму. Некоторые руководители регионов не торопятся открывать границы своих регионов для туристов, ведя борьбу с распространением инфекции. Но через какое-то время курорты будут готовы. Руководство Краснодарского края заявляло на селекторе с президентом, что во второй половине июня примет решение об открытии всех остальных гостиниц и пансионатов. Такая же информация прилетает из Крыма: губернатор не торопится, но есть надежда, что во второй половине июня Крым начнет открываться.
В сухом остатке: думаю, что сезон состоится, но в привычном формате он откроется где-то с 1 июля, а июнь будет периодом раскачки. Посмотрят, как соблюдаются правила, как работает перевозка, а главное — как меняется санэпидобстановка. Сколько может просочиться туристов с инфекцией, как они выявляются…
Большая проблема: как обеспечить 100%-ный заезд туристов со справками об отсутствии вируса. Еще неизвестно, какая доля туристов попытается въехать без справок, наудачу. Но отельеры селить их не будут, и об этом надо объявить во всеуслышание. Все опасаются вспышек. Нарушения этих правил караются уголовной ответственностью для отельеров.
— «Разбухнут» ли ввиду закрытия границ отечественные курорты, наши «Сочи и Анапы»? Или, напротив, будет недобор ввиду падения уровня жизни?
— По моим ощущениям, точно не «разбухнут». По нашим оценкам, проведенным с логистическим замером, видно, что заметная часть наших граждан от путешествий в этом году откажется. Много людей потеряли в доходах, кто-то был вынужден «технически отгулять» отпуск в режиме самоизоляции. И значительная часть людей будет еще долго стараться отграничивать себя от тесного общения с окружающими (это видно на примере Франции и Китая).
Так что, при лучшем раскладе, стоит ожидать примерно 80% результатов сезона прошлого года. Будет недозагруз, величина которого зависит от массы факторов: например, требования к перевозчикам. К ним тоже пытаются выдвинуть требования дистанцирования на бортах. Перевозчики пытаются объяснить, что в этом случае, стоимость билетов будет чрезмерной.
— В самолетах, например, хотят заставить сажать пассажиров «в шахматном порядке». А в поездах ведь тоже довольно тесно. Да если еще это спальный вагон с ночевкой.
— Есть все-таки надежда, что в авиации требования не будут отличаться от требований, действующих в Москве: маска, перчатки. Железнодорожная перевозка очень похожа на размещение в гостиницах. И если брать требования, которые Роспотребнадзор сформулировал для гостиничной отрасли, то там есть правило: в номере либо один человек, либо члены одной семьи. Но в решение этого вопроса вмешивается очень много моментов, включая возможности лобби, предсказать результат я не могу.
— Сведут ли концы с концами туроператоры и отельеры?
— Это будет зависеть от двух моментов. Сейчас в Совет Федерации ушел документ, позволяющий туроператорам переносить свои обязательства перед туристами по неоказанным услугам.
В период раннего бронирования, начиная с осени прошлого года, шло активное резервирование туров на предстоящий сезон. Но деятельность туркомпаний остановилась, границы закрыты, и даже по России отсутствует май—июнь, как и апрель, и непонятная ситуация с летом. Туристы просят аннулировать поездку и вернуть деньги. В предыдущие годы это происходило без затруднений, но в этом году туроператоры не способны одномоментно выплатить такие суммы. Можно провести аналогии с банковской сферой: даже самый крупный и надежный банк, если к нему придут все вкладчики и попросят свои деньги — не выдержит.
И если закон не пройдет, из туроператоров выживут единицы, отрасль порвется из-за череды банкротств. Если же он пройдет, туроператоры смогут выдать обязательства своим туристам, пообещав в определенный правительством срок предоставить туристу на полученные от него деньги возможность приобрести любой вид их продукта, либо вернуть ему деньги.
— В какой срок?
— Речь идет о 18 месяцах, полутора годах. Ровно такая же мера принята в большинстве европейских стран и заимствована нами у Франции и Германии. Минимальный срок, который дает какую-то осмысленность — это год. Раньше просто не получится, прежде всего, у операторов, занятых внешним туризмом: границы-то закрыты.
То же с отелями. Они пустили деньги на подготовку сезона, произвели ремонт, закупки материалов, они тоже оказались без денег. Так что решение об отсрочках спасает всю отрасль в целом.
И многое, конечно, будет зависеть от открытия самого туризма, самой возможности поездок. Если с 1 июля начнем работать в полном масштабе, можно будет сказать, что угроза миновала.
— Кстати, даже если будет «недозагруз», на пляжах-то, поди, все равно тесно?
— Пляжный вопрос все-таки не самый острый, пляжи позволяют в большинстве случаев обеспечить дистанцирование. Можно будет ввести дополнительные меры: например, ограничить любимую нашими гражданами возможность «бронировать» шезлонги своими полотенцами.
— Поднимутся ли цены для постояльцев?
— Турист голосует своим кошельком. Поскольку мы не прогнозируем гиперспроса, Стоит ожидать близких цен, а где-то, возможно, и некоторого снижения.
Беседовал Леонид Смирнов