Posted 8 мая 2020, 16:02
Published 8 мая 2020, 16:02
Modified 30 марта, 14:17
Updated 30 марта, 14:17
Рубрика «На дне». Вид водолазов, прошедших вчера по дну грязной весенней Оки с портретами «Бессмертного полка» (абсолютно сорокинский сюжет!) заставил многих усомниться в искренности исполнителей этого гэга, подозревать некий даже троллинг некогда славной идеи. Но я вспоминаю аналогичный эпизод, когда олимпийский огонь в 2014 г. опускали на дно Байкала (а также возили на Северный полюс, на МКС и поднимали на вершину Эльбруса), и думаю вот что.
Власть, пропаганда и массовая культура пришли в то архаическое состояние 1930-50-х, когда на первый план выходит символическая эффективность, а не рациональность, прагматика действия. Это пространство эпоса, мифа, потлача, когда по Красной площади везут макеты танков из человеческих тел, строят исполинские статуи и дома с 30-метровыми арками в подворотне, выполняют в забое 1000% нормы, пишут текст «Манифеста» на рисовом зернышке и ползут по лесу без ног, чтобы отбить телеграмму товарищу Сталину…
А сегодня это угарные перформансы «Бессмертного полка», это храм в парке «Патриот», где ступени отлиты из трофейного оружия (а потиры для причастия сделаны из черепов врагов?) и в архитектуре заложены числовые соотношения (диаметр барабана главного купола 19,45 м, высота звонницы 75 м, высота малого купола 14,18 м по числу дней войны и т. д.), это показ 9 мая старого хоккейного матча Россия-Германия, где Россия выиграла, — это все признаки высокого символического порядка, гройсовского гезамткунстверка, зрелой «Культуры 2», где эпос отменяет лирику.
Трижды в новейшей истории России мы переживали крушение этих семиотических машин, работающих на чистой энергии символического обмена, одновременно с обрушением политического порядка — после Революции, в середине 1950-х и в начале 1990-х — и всякий раз они возрождаются, и снова и снова водолазы по дну мутной реки бредут к неведомой цели. Россия — это страна семиотики, победившей реальность.
Сергей Медведев, журналист, профессор ВШЭ