Posted 30 апреля 2020, 11:59

Published 30 апреля 2020, 11:59

Modified 30 марта, 14:21

Updated 30 марта, 14:21

Борьба с мусором уходит в онлайн

30 апреля 2020, 11:59
Региональные операторы по обращению с отходами оказались на грани банкротства, и пока непонятно, какие будут последствия, считает эко-активист Дмитрий Иоффе.

В Петербурге и других городах установили запрет на массовые мероприятия. Для экоактивистов традиционный «очный» формат оказался непригодным в новых условиях. Пришлось адаптироваться.

О том, как борьба с мусором стала настоящим развлечением и что изменила пандемия коронавируса, в интервью корреспонденту «Росбалта» рассказал основатель и руководитель волонтерского проекта «Чистые Игры» Дмитрий Иоффе.

— Расскажите, чем так примечателен проект? Как проходят мероприятия?

— Мы не похожи на традиционный субботник. «Чистые Игры» — это сбор и сортировка мусора на загрязненных территориях в развлекательном формате, фестиваль с ведущим, музыкой и питанием. Наши участники соревнуются друг с другом и в результате получают призы. Мусор выступает как полноценный ресурс, за который борются ради дополнительных очков.

— Получается, и природу спасаете, и развлекаетесь. Как участники ориентируются на месте?

— По ходу соревнований они используют мобильное приложение, в котором отображается рейтинг в режиме онлайн. Там же есть карта с указанием на то, где находится мусор, действует геолокация. Получается экологическое просвещение в игровой форме.

— Кто ваши типичные игроки?

— Активная молодежь: студенты, местные жители и активисты экологических и молодежных организаций, родители с детьми и учителями.

Важно понимать, что это командные соревнования. Нужно собраться, найти кого-то. Поэтому настоящие фанаты «Чистых Игр», которые приходят каждый раз, зовут заодно своих знакомых, друзей, родственников.

И это наша главная цель, скажем так, миссия проекта — вовлечь невовлеченных. В результате о проблемах экологии узнает все больше людей.

— Насколько я понимаю, «Чистые Игры» проводят в разных городах России и мира. Как проект стал настолько масштабным?

— Первые мероприятия мы организовали в Ленобласти и Петербурге еще в 2014 году. Сразу же заработало сарафанное радио: люди удивились, что мусор рассматривается как нечто ценное, а его за сбор можно бороться. Происходит, так сказать, разрыв шаблона. Столь необычный подход многие оценили, и нас стали спрашивать, как провести что-то подобное в других городах.

В итоге была подготовлена методика проведения соревнований, а сам проект стал некоммерческой франшизой, права на которую бесплатно передаются другим активистам. «Чистые Игры» затронули уже 310 городов и поселков. Мы вышли на международный уровень и организовали мероприятия в 17 странах.

— Наверное, это потребовало серьезных денежных вливаний?

— Мы получаем муниципальные контракты, местные и иностранные гранты, участвуем в госзакупках. Такая финансовая поддержка помогла в организации соревнований, особенно на первом этапе.

Со временем мы поняли, что создали продукт, интересный компаниям. «Чистые Игры» можно продавать как корпоративные тимбилдинги. Для бизнеса это неплохой информационный повод, свидетельство заботы о природе.

— Вернемся к самому формату. Когда вы обычно проводите «Чистые Игры»?

— Весной и осенью — самые масштабные мероприятия. Тогда соревнования проходят сразу в нескольких городах. Команда может стать победителем не только у себя на родине, но и в целом по стране.

Впрочем, активисты везде назначают мероприятия по-своему, нередки встречи и летом. К тому же мы время от времени организуем корпоративные «Чистые Игры».

— А что теперь? Наверное, пандемия нарушила все планы?

— Мы собирались 25 апреля провести Весенний Кубок Чистоты, но из-за запрета на массовые мероприятия турнир отменен. Может, ограничения снимут или смягчат к осени, и тогда наши традиционные соревнования состоятся.

Кроме того, у нас уже есть планы на 2021 год. Мы готовимся, в частности, к международному Балтийскому Кубку Чистоты. Он пройдет в 12 странах Балтийского бассейна.

— Получается, сейчас проект заморожен?

Нет, мы начали работать над новыми форматами. Ребята из Сочи устроили онлайн «Чистые Игры» 22 марта — в то время массовые мероприятия уже запретили.

Суть в том, что участники собираются не в одну точку, а распределяются по городу. Онлайн-приложение отображает рейтинг. По ходу нам присылают фотографии и видео, которые загружаются в одну ленту. Создается эффект присутствия, полноценного соревнования. Этот опыт мы и взяли на вооружение.

— В других городах такое будет?

— Да, многие уже выразили заинтересованность. Подобный формат планируется, например, в Петербурге. Также сейчас мы продумываем, как провести онлайн-марафон по сортировке отходов на дому. Позже будет понятно, что из этого получится.

— Видимо, пандемия изменила все. Кстати, как думаете, коронавирус позитивно повлиял на экологию?

— По-разному. С одной стороны, мы знаем, что серьезно снизились вредные выбросы в атмосферу, животные вернулись на ранее заброшенные места обитания.

Есть и обратные последствия. Улицы и свалки теперь заполнили одноразовые маски. При этом, сидя дома, люди производят больше мусора, тогда как сборы платежей на его вывоз снизились.

Региональные операторы по обращению с отходами оказались на грани банкротства, и пока непонятно, какие будут последствия. Возможно, после снятия запретов потребление резко вырастет, что также негативно повлияет на экологию.

Хотя, конечно, все перешли в онлайн. Пандемия показала, что вовсе не обязательно постоянно куда-то ездить, проводить встречи в очном формате. Передвижений, а значит, экологических следов из-за транспорта в будущем станет меньше.

Беседовал Никита Строгов

«Росбалт» представляет проект «О мусоре — начистоту!», призванный напомнить, что проблема грамотной утилизации отходов касается любого из нас, и каждый может внести свой вклад в ее решение. И от того, какие ответы мы найдем сегодня, будет зависеть качество нашей жизни завтра.

Подпишитесь