Posted 21 апреля 2020, 19:09

Published 21 апреля 2020, 19:09

Modified 30 марта, 14:25

Updated 30 марта, 14:25

Под маской помощи

21 апреля 2020, 19:09
Власти планируют собирать данные о доходах и расходах россиян, декларируя, что это поможет государству начислять пособия более адресно.

В России собираются создать единый реестр населения, вести который будет Федеральная налоговая служба. Соответствующий законопроект принят Госдумой во втором чтении. В ФНС сейчас уже есть данные ЗАГСов с 1926 года, сведения об имуществе, доходах и крупных расходах граждан. К ним планируют добавить информацию об образовании, пенсионном и медицинском страховании, наличии ИП или регистрации в качестве самозанятых. Общая база, в которой будут данные о каждом отдельном человеке и о его родственных связях, позволят рассчитать среднедушевые доходы и доходы семьи, декларируют власти. Документ может вступить в силу через два года. «Росбалт» спросил экспертов о том, каковы перспективы создания такого реестра, и зачем он на самом деле нужен.

Ведущий аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Карен Казарян:

«Реестров в России много. В ФНС, например, есть данные о том, сколько налогов работодатель отчисляет с зарплаты, сколько сам человек платит за квартиру, машину и так далее. В реестре ЗАГСа данные о рождении, семейном положении, составе семей и прописке.

Что касается единой базы данных — это утопия. Михаил Мишустин не первый и не последний премьер-министр, который пытается это сделать. И каждый раз они будут натыкаться на одни и те же проблемы. Ведомства, которые ведут свои реестры, не собираются их никому отдавать. Органы национальной безопасности не собираются доверять кому-то делать единый реестр. Подобные предложения всегда ходят по кругу. Недавно депутаты проголосовали за очередной реестр, но я думаю, что эта история пойдет по тому же пути, что национальная система управления данными и прочие.

У нас видны доходы индивидуальных предпринимателей и самозанятых, которые обелились. По запросу налоговой можно получить также обороты по банковским счетам. То есть, если вы работаете в теневом секторе, формально налоговая может получить данные о ваших доходах по запросу в банк. Но, во-первых, ФНС должна знать, где именно у вас открыт счет. Во-вторых, не все банки одинаково выдают свои данные даже в случае прямого запроса. У нас до сих пор миллионы сограждан сдают квартиры и не платят за это налоги, и никто ничего не может с ними сделать. Хотя, казалось бы.

Накрыть теневые доходы, не переписывая полностью российское законодательство, в том числе, закон о банковской тайне, довольно проблематично. Посадить Росфинмониторинг следить за каждым россиянином — тоже сложно и накладно. У власти есть мечты о том, что в страну придут искусственный интеллект, большие данные, и все доходы и расходы людей можно будет отслеживать автоматически. Но пока это скорее мечта, далекая от реальности.

Контроль крупных расходов в России тоже отсутствует, хотя, его несколько раз порывались ввести в том числе оппозиционные политики. Технически это возможно сделать. Но есть нюансы. Если у вас есть желание скрыть крупные расходы, квартиры, дачи, машины всегда можно оформить на компанию.

Пока для того, чтобы отслеживать доходы и расходы россиян требуются серьезные ручные усилия, ничего работать не будет».

Экс-министр экономики Андрей Нечаев:

«Мне кажется, единый реестр населения — это фантазии. С одной стороны, Росстат много лет выборочно отслеживает доходы и расходы домохозяйств. Раньше с ведомством работало около четырех тысяч семей, которые получали деньги за то, что фиксировали все интересующие Росстат параметры, на основе которых потом составлялась статистика и прогнозы. С другой стороны, доходы получателей социальной помощи и сейчас прозрачны. Если вы хотите оформить субсидию на жилищно-коммунальные платежи, то должны представить справки о доходах семьи.

Если же говорить о тотальном контроле населения, я не очень себе представляю, как это можно сделать, а главное — на какой правовой базе это все будет основано. Не существует сейчас законов, которые могли бы заставить семьи докладывать о том, что в текущем месяце они купили телевизор, а в прошлом — холодильник. И я не слышал о том, чтобы подобные документы в Госдуме собирались принять. А главное — как это будет контролироваться? Квартиру, машину отследить можно, на это есть учет ГАИ, реестр прав собственности. Но по всему остальному проверить траты невозможно.

Теоретически при таких данных и их достоверности, власть лучше бы понимала реальное положение населения, количество бедных, которые нуждаются в помощи. У нас ведь до сих пор действует советская схема, когда значительная часть субсидий и льгот универсальна. Грубо говоря: материнский капитал на второго ребенка вы получаете не зависимо от того, зарабатываете вы 10 тысяч рублей в месяц или миллион. С точки зрения эффективности государственных трат, это не очень разумно. Но так или иначе, наладить тотальный контроль доходов и расходов в стране нереально».

Директор института экономики РАН Руслан Гринберг:

«То, что Мишустин хочет видеть, сколько получают и тратят россияне, понятно. В нашей стране очень большой теневой сектор, который невозможно ни проверить, ни посчитать. Однако борьба государства с неформальной занятостью в сегодняшний условиях — как раз тот случай, когда лекарство может оказаться намного хуже болезни. Без теневого сектора многие россияне будут вообще не в состоянии зарабатывать себе на жизнь. Так что сейчас такой учет не является приоритетной задачей. Нужно людей спасать от нищеты и возможного голода. Новая экономическая яма, в которой мы оказались, не закончится вместе с самоизоляцией. Она с нами всерьез и надолго. И чтобы люди ее пережили, им нужно помочь. Понятно, что государство стремится помогать точечно, рачительно. Но в это сложное время поддерживать людей нужно массово, даже зная, что пособия могут получить не самые нуждающиеся в ней. Пытаться через массовый контроль и учет доходов сэкономить на денежных выплатах — это, мне кажется, контрпродуктивно.

Идея о том, чтобы видеть все доходы граждан, не нова. Однако до сих пор даже с самозанятыми разобраться не очень получилось. Многие данные есть у банков: люди берут кредиты, ипотеку, расплачиваются картами за покупки. Но их невозможно получить в нашем законодательном поле. Значит, возможно речь будет идти об ограничении свобод. В противном случае ничего не получится».

Бывший замминистра труда РФ, доцент ВШЭ Павел Кудюкин:

«Разговоры про адресность соцподдержки идут едва ли не с 1990-х годов. Реализуются они с большим трудом. Пока у нас действует заявительный порядок: семья должна сама обратиться, показать свои доходы и попросить пособия. Эта модель оставляет за бортом как раз наиболее нуждающихся и наименее грамотных граждан. Очень часто именно нуждающиеся имеют худший доступ к информации, худший уровень образования, и не очень понимают, куда обращаться за поддержкой. В этом отношении, если само государство будет учитывать доходы граждан, возможно, это повысит адресность и позволит охватить всех, кто нуждается в помощи.

Правда, не очень понятно, как будут учитывать теневые доходы. По самым скромным прикидкам, в России не меньше трети экономически активного населения трудится в неформальном секторе. Кроме того, есть люди, которые получают только часть зарплаты в конвертах, или неофициально подрабатывают.

Если введут тотальный контроль транзакций по карточкам и попытаются максимально ограничить оборот наличных денег, это будет уже другое государство. И вряд ли у властей получится. Граждане у нас ушлые, и найдут способ эти преграды обойти.

Такое впечатление, что на поверхности этой идеи — задача повысить адресность социальной помощи, а в основе — фискальные соображение. В ситуации, когда цены на нефть ведут себя безобразно, качать деньги можно из граждан. А уж откуда они их будут брать — не наше дело».

Анна Семенец

Какие меры правительства по поддержке экономики могут быть сегодня наиболее эффективными и чего опасается руководство России, в подкасте «Росбалта» разбирает экономист Александр Аузан.

Подпишитесь