Posted 9 апреля 2020, 14:00
Published 9 апреля 2020, 14:00
Modified 30 марта, 14:30
Updated 30 марта, 14:30
В Хамовническом суде Москвы в решающую стадию перешел процесс по делу бывшего первого замглавы МЧС России генерал-полковника Сергея Шлякова. Он обвиняется в том, что участвовал в «продаже» экс-сенатору Юрию Удалову места губернатора Ярославской области. Сам потерпевший дал показания в суде, но его выступление оборвалось на самом интересном месте. На вопросе, откуда у человека, посвятившего жизнь госслужбе, $1,5 млн.
Юрий Удалов на слушаниях чувствовал себя крайне уверенно, он даже заявил гражданский иск о возмещении ему ущерба — денег, потраченных на покупку должности. Чем вызвал немалое удивление у адвокатов обвиняемых. Проблема в том, что Удалов признался, что заплатил взятку за назначение губернатором. СКР, рассматривавший данный материал, отказал в возбуждении дела на Удалова — как на лицо, добровольно признавшееся в даче взятки. Однако сути истории это не меняет: по закону взятка, если бы она была обнаружена, должна быть обращена в доход государства. Тут же взяткодатель просит ему компенсировать столь необычные финансовые потери.
В своем выступлении Удалов сообщил, что после того, как потерял место сенатора, ему надо было найти какую-то другую госдолжность. В результате он сумел стать советником главы МЧС. Однако, по признанию Удалова, это место его «тяготило», и он искал возможность занять крупный пост. О чем неоднократно говорил коллегам, в том числе - Шлякову. Последний взялся помочь, а затем свел с неким своим знакомым, который якобы может организовать назначение губернатором. Когда Удалов закончил рассказ, адвокаты обвиняемых поинтересовались у него, откуда он взял $1,5 млн на покупку «кресла» губернатора. Однако ответить Удалов не успел. Слушания прервали, возобновятся они после окончания ограничений в связи с пандемией.
По версии следствия, в 2015 году, когда Сергей Шляков занимал пост замглавы МЧС РФ к нему зашел помощник руководителя министерства Юрий Удалов и — как земляку — стал жаловаться, что работа в МЧС это «не его». Мол, он себя гораздо увереннее чувствовал на занимаемых ранее должностях вице-губернатора Ярославской области и сенатора от этого региона. Он бы очень хотел стать губернатором Ярославской области, но для этого не хватает нужной поддержки в верхах, в том числе — на уровне силовых ведомств. Шляков сказал, что сам помочь ничем не может, однако вспомнил про своего соседа по дачному поселку Юрия Кузнецова. Последнего генерал знал (со слов самого Кузнецова) как бывшего сотрудника 9-го Управления КГБ СССР, а сейчас вице-президента Фонда ветеранов спецподразделений «Вертикаль», которым руководил экс-директор СВР Сергей Лебедев. То есть — это были те самые силовики, на отсутствие поддержки которых сетовал Удалов. Шляков свел Кузнецова и Удалова, о чем они договаривались, по версии генерала, он не знал.
Согласно версии следствия, Кузнецов, ссылаясь на свои знакомства в различных ведомствах, взялся организовать Удалову место губернатора и попросил за это очень крупную сумму. Оба пригласили присутствовать при сделке Шлякова — как свидетеля передачи денег. Последний долго отказывался, поскольку не знал, о чем собственно договорились два его знакомых, но потом не устоял перед их напором. В результате Удалов передал 50 млн рублей, а Кузнецов написал расписку в их получении. Дальше Шляков этой историей не интересовался, даже забыл о ней, однако затем Удалов и Кузнецов вновь обратились к нему. Произошло это в 2017 году. Мужчины жаловались друг на друга. Удалов настаивал, что его обманули — за два года так и не организовали губернаторское «кресло». Кузнецов говорил, что это Удалов не выполнил всех договоренностей, поэтому назначение и не состоялись. Шлякова (как человека, знающего обоих) попросили разрешить спор. Это ему крайне не понравилось.
Летом 2018 года Шляков был арестован по обвинению в мошенничестве в отношении Удалова. Сам генерал вину категорически отрицает. По его версии, он просто свел двух знакомых, а какие были между ними договоренности — не знает. Никаких денег генерал тоже не получал. Двух других задержанных по делу, Казарцева и Онищенко, Шляков и вовсе не знает.
Александр Горячев
Что делать, если вы стали жертвой домашнего насилия в период карантина, в подкасте «Росбалта» рассказывает правозащитник Булат Мухамеджанов