Posted 2 апреля 2020, 16:15
Published 2 апреля 2020, 16:15
Modified 30 марта, 14:34
Updated 30 марта, 14:34
Распространение режима нерабочих дней в России до конца апреля будет стоить экономике страны потери 6% ВВП, подсчитал руководитель ИАЦ «Альпари» Александр Разуваев.
Он напоминает, что сегодня в ходе второго телеобращения к гражданам России в связи с пандемией коронавирусной инфекции COVID-19 президент РФ Владимир Путин продлил «карантин» до конца апреля.
«Одна неделя карантина (первая — ранее объявленная — с 30 марта по 5 апреля — ред.) стоит экономике России 1,5% ВВП. То есть месяц, — это 6% ВВП», — говорится в комментарии аналитика.
При этом он не исключает, что «в рамках поддержки государством экономики совокупные расходы могут составить до 5% ВВП». Однако, прогнозирует эксперт, «суммарный спад по итогам года может составить до 8%, то есть как в 2009 году (когда мир охватил глобальный экономический кризис — ред.)».
В этой ситуации, предполагает Разуваев, «правительству придется идти на нестандартные формы поддержки экономики, в том числе на прямые субсидии отдельным отраслям».
В ходе телеобращения Путин констатировал, что «угроза (от пандемии — ред.) сохраняется». «Как полагают специалисты-вирусологи, пик эпидемии в мире еще не пройден, в том числе и в нашей стране», — предупредил президент.
«В связи с этим мною принято решение продлить режим нерабочих дней до конца месяца, то есть по 30 апреля включительно. Подчеркну: с сохранением за работниками их заработной платы», — заявил глава государства, позже подписав соответствующий указ.
При этом Путин предоставил руководителям субъектов Федерации «дополнительные полномочия». «До конца текущей недели они должны будут определить конкретный набор профилактических мер, оптимальных именно для их территорий как с точки зрения обеспечения здоровья, безопасности людей, так и устойчивости экономики и ключевой инфраструктуры», — призвал президент.
Причем, уточнил он, «как и прежде, будут работать органы власти, предприятия с непрерывным производством, медицинские учреждения и аптеки, магазины товаров первой необходимости, все службы жизнеобеспечения».
В то же время, добавил глава государства, «с учетом развития ситуации» будут приниматься «дополнительные решения и, если обстановка позволит», может быть скорректирован «объявленный период вынужденных нерабочих дней в сторону его сокращения».
Российская экономика в феврале—марте 2020 года оказалась под мощным воздействием сразу двух негативных факторов — стремительного распространения пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 и ее пагубного влияния на глобальную экономику, а также обвала цен на нефть. На этом фоне рубль существенно обесценился к доллару и евро. Волны девальвации прошли 7—9 марта и 18 марта.
Реагируя на ситуацию, правительство и Банк России подготовили план первоочередных мер по обеспечению устойчивого развития экономики. Как пояснял премьер-министр Михаил Мишустин, «это своего рода антикризисный план — комплекс оперативных мероприятий, которые необходимы для обеспечения стабильного социально-экономического развития». «Мы сконцентрируемся на поддержке отраслей, которые оказались в сложной ситуации, но прежде всего на поддержке людей и обеспечении их товарами первой необходимости», — подчеркивал глава кабинета министров.
Кроме того, Центробанк утвердил меры по поддержке граждан, экономики и финансового сектора в условиях пандемии COVID-19.
1 апреля Мишустин заявил, что правительство РФ зарезервировало 1,4 трлн рублей на борьбу с распространением коронавирусной инфекции COVID-19 и реализацию антикризисных мероприятий. Он также проинформировал, что кабинет министров прорабатывает «второй пакет мер, направленных на преодоление последствий распространения новой коронавирусной инфекции».
О том, почему Путин переложил ответственность за борьбу с эпидемией на губернаторов, в подкасте «Росбалта» рассказывает обозреватель Сергей Шелин.