Posted 30 марта 2020, 15:16
Published 30 марта 2020, 15:16
Modified 30 марта, 14:35
Updated 30 марта, 14:35
Воскресенье внесло немыслимую сумятицу в умы россиян, не говоря уж про жизнь.
Мэр Собянин подписывает указ о введении де-факто в Москве ЧП — а сенатор Клишас тут же заявляет, что указ незаконен. Полицейские машины через громкоговорители объявляют о комендантском часе — а RT уверяет, что никакого комендантского часа нет. В довершение этого парада-алле в полночь на телеэкранах появляется отставной премьер-министр, который говорит какие-то уж совсем бессмысленные слова. Где при этом президент — никто не знает.
Последний раз такой раздрай творился во время ГКЧП.
Что происходит, а?
Да просто российское государство работает в полном соответствии со своим устройством.
Государство в России — сословное. Важно понять, что сословие — это не класс. Классы порождаются экономикой: один владеет, другой сеет, третий продает. А сословие создается самодержцем, чтобы было на кого опираться. И как Петр Первый создал дворян, так Владимир Путин создал ватагу хватких чиновников, силовиков, аппаратчиков, охранников, эфэсбэшников, военных, госбизнесменов. Достатком и статусом все они обязаны лично президенту РФ.
Кем был бы без Путина богатейший менеджер страны, выпускник филфака ЛГУ, глава «Роснефти» Игорь Сечин? Возможно, университетским преподавателем португальского, живущим на жалкие гроши. А так — 5 миллионов рублей в день зарплаты и немыслимая власть. Недавно, вон, обрушил вдвое мировые цены на нефть. То есть совершил почти тот же подвиг, что безымянный китаец, съевший летучую мышку с коронавирусом, — с не менее тяжелыми последствиями для экономики, но без всяких последствий для себя.
Второе, что нужно знать о российском государстве, — Путин в нем не вполне самодержец. Да, единолично принять решение о присоединении Крыма он может. Но единолично держать под контролем правящее сословие технически невозможно. Поэтому Путин использует метод сдержек и противовесов — а точнее, тотальной внутрисословной грызни.
Это хорошо видно, когда пропагандистская машина сообщает нам о «борьбе с коррупцией». Вот взяли с миллионами кэша таможенного чиновника. Ага, ждите ответочки: скоро посадят с такими же миллионами генерала из Следственного комитета. А затем — генерала с миллиардами из ФСБ. Вся эта увлекательная история довольно долго обеспечивала автоматический режим функционирования госаппарата, не угрожая «царю».
И вдруг выясняется, что в России мигом могут обнулиться не только сроки правления самодержца, но и жизни многих начальников из правящего клана, потому что там по возрасту немалая группа риска. Плюс подешевевшая благодаря менеджерским талантам Сечина нефть уже с трудом покрывает расходы на фрахт танкеров: прекратился приток валюты, который ранее тек через карманы сословия. Плюс, благодаря менеджерским талантам Путина, доллар рванул к рубежу в сто рублей (думаю, скоро перепрыгнет).
То есть: внезапно исчезла кормовая база, пришел коронавирус и стало понятно, что при прежней системе управления может исчезнуть и жизнь. Китайскому вирусу российские сословные традиции по фигу. И близость к Путину — тоже. Даже если укрыться в бункере и качать туда воздух через фильтр из фарфоровой глины, задерживающий 100% бактерий, вирус спокойно через такую преграду пройдет. Плохая новость, понимаю, но другой на сегодня нет.
И выясняется, что реальная власть, способная хоть что-то со страной сделать, ну хотя бы посадить на карантин по европейскому образцу, — это ресурс. Кто сейчас сумеет себе всех подчинить, тот потом и встанет у руля. Если выживет, конечно. Но кто-то ведь точно выживет (и это — хорошая новость). Вот почему мы наблюдаем не кризисное управление, а соревнование кланов, дергающих штурвал в разные стороны и обвиняющих друг друга в незаконности действий.
Какой вывод должен сделать трезвомыслящий человек, не имеющий отношения к власти? Правильно: в любом случае власть на него обращать внимания не будет (что хорошо) и помогать ему не станет (а кто на другое рассчитывал?) Власть в России защищает интересы исключительно правящего сословия. Остальным от нее лучше держаться подальше и выживать самостоятельно.
Все решения, влияющие на выживание персонально вас, сейчас реально принять только в ближнем кругу. Потому что ничего другого, никакого социального государства, никаких классов с их самосознанием, в России нет. Да и не было никогда. Чтобы выжить, нужно обсуждать свои проблемы с семьей, друзьями, коллегами. Человек хитер и изворотлив, что-нибудь придумает.
Через некоторое время мы похороним мертвых и посмотрим, какая группировка победила. Коронавирус уйдет, а сословная власть останется — тут у меня иллюзий нет. Но победители, скорее всего, обнулят по полной программе скомпрометированного правителя или выкатят ему новые условия игры, заставив отменить наиболее одиозные запреты, типа эмбарго на ввоз хамона и пармезана.
И это, конечно, хорошая новость. Жить с хамоном и пармезаном куда приятнее. Особенно тем, у кого найдутся деньги их покупать при курсе доллара под 200 рублей.
Дмитрий Губин
О том, почему коронавирус может положить конец миру глобальных организаций и крупных государств, в подкасте «Росбалта» рассказал историк Даниил Коцюбинский.