Posted 26 марта 2020, 15:45
Published 26 марта 2020, 15:45
Modified 1 февраля, 01:14
Updated 1 февраля, 01:14
Пару дней назад главный санитарный врач Петербурга подписал первый вариант постановления о мерах сдерживания COVID-19. Из жестких формулировок следует, что до 30 апреля ни в государственную, ни в частную поликлинику нельзя записаться на плановый прием, диспансеризацию и госпитализацию. Справки, прививки, профосмотры также запрещены.
Документ вызвал глубочайшее недоумение у пациентов и врачей — можно ли вот так взять и отменить все болезни из-за пресловутого коронавируса? Смогут ли переждать карантин онкобольные, диабетики, беременные? И что делать, если ты все-таки заболел?
Что в первом постановлении?
В постановлении главного санитарного врача по Петербургу Натальи Башкетовой от 23 марта указано, что до 30 апреля этого года в государственных и частных поликлиниках запрещается:
Плановая госпитализация в медицинские организации стационарного типа;
Посещение амбулаторных медицинских организаций в плановом порядке;
Плановая диспансеризация;
Плановые профилактические осмотры, включая обязательные предварительные и периодические осмотры отдельных профессиональных групп;
Плановая вакцинация детей и взрослых;
Плановое восстановительное и курортно-санаторное лечение.
Документ вызвал волну негодования среди медиков и пациентов.
«Мне что теперь, не рожать? Или меня потом выпишут раньше срока?» — недоумевает в соцсетях девушка, которая лежит в перинатальном центре им. В. А. Алмазова.
«Рецепт на инсулин выписывает только эндокринолог. Живу от рецепта до рецепта. Как теперь быть, до 30 апреля подождать?» — поделилась возмущением с корреспондентом «Росбалта» петербурженка.
«У меня острая боль в зубе. Значит, дома анальгин жевать?» — спрашивает еще один житель Северной столицы.
В растерянности пребывали и врачи.
«Я не очень понимаю необходимость этих мер, — заявил Илья Фоминцев, исполнительный директор Фонда профилактики рака и сооснователь проекта „Высшая школа онкологии“. — С медициной огромного города нельзя так поступать. Нужен дифференцированный подход. Да еще и приказ написан так, что даже я, специалист рынка, не могу понять, как действовать врачам. Однозначно трактовать этот документ невозможно».
Кто все-таки сможет лечь на госпитализацию?
В эфире телеканала «78» 25 марта Наталья Башкетова тут же обвинила медиков в узости мышления:
«Читают и делают вывод: нельзя, так нельзя. Но думать-то никто не запрещал!» — удивилась она. И тут же внесла в первоначальный вариант постановления корректировки.
Так, первый пункт прирос исключением: запрет на плановую госпитализацию не коснется пациентов с заболеваниями, включенными в перечень социально значимых и представляющих опасность для окружающих.
В первую категорию попадают туберкулез, инфекции, передающиеся половым путем, гепатит B и C, ВИЧ, злокачественные новообразования, сахарный диабет, психические расстройства и болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением.
Ко второй категории добавляются вирусные лихорадки, гельминтозы, дифтерия, лепра, малярия, педикулез, акариаз, сап и мелиоидоз, сибирская язва, холера и чума.
Также госпитализировать будут людей, жизнь и здоровье которых зависят от отсрочки медпомощи.
«Сделано исключение не только для онкологических, но и для акушерских стационаров — они продолжают работать в прежнем режиме с усилением мер безопасности», — уточнил заведующий химиотерапевтическим отделением Санкт-Петербургского онкоцентра, профессор кафедры онкологии Федор Моисеенко.
Что с осмотрами и прививками?
Пациенты перечисленных категорий также смогут посещать клиники в плановом порядке. Сюда же включают людей с острыми заболеваниями, обострением хронических болезней и травмами.
«Хроническое заболевание требует постоянного диспансерного наблюдения, люди обязаны приходить к врачу — это касается онкологии, ревматологических, сердечно-сосудистых и прочих заболеваний. Им помощь будет оказываться и в стационарах, и в поликлиниках», — говорит Наталья Башкетова.
В городском комздраве уточнили, что рецепты всем этим категориям граждан продолжат выдавать в прежнем режиме. То же касается и проведения анализов.
Что касается профосмотров, здесь также появилось исключение: оказывается, осмотр все-таки можно пройти при трудоустройстве на работу, для прохождения медико-социальной экспертизы и по направлению призывной комиссии. Несмотря беспрецедентные меры, связанные с пандемией коронавируса, президент не упомянул ничего о послаблениях для весенних призывников в России. А значит, как-то проверять свое здоровьем им придется.
А вот прививать не будут никого — кроме новорожденных в родильных домах и перинатальных центрах.
А частные клиники?
Все вышеперечисленные условия коснутся и частных медучреждений. По словам Александра Солонина, гендиректора ассоциации частных клиник Петербурга, если пациенту действительно нужна помощь, он сможет ее получить — как по ОМС, так и за плату. Отменены лишь те форматы услуг, что указаны в постановлении Башкетовой.
Корреспондент «Росбалта» позвонил в пять частных поликлиник Петербурга, и оказалось, что везде пока готовы записать на прием к любому врачу. По всей видимости, перестраиваться на новые рельсы клиники собираются чуть позже. В любом случае, если у человека уже есть запись на прием в поликлинику в конце марта или в апреле — лучше позвонить и уточнить, перенесут ли ее.
Как запреты коснутся стоматологий?
Как в новых условиях будут работать стоматологии, корреспонденту «Росбалта» рассказал директор стоматологической клиники «Аллегро» Константин Спиридонов.
«У нас так же запрещен плановый прием, за исключением случаев, когда откладывание лечения, в том числе уже начатого, может привести к ухудшению здоровья. Если заболел зуб — вас примут. Если не болит, а просто нужно пломбу поменять — нет. Брекеты при необходимости подтянут. А вот профессиональную чистку сделают вряд ли — если только это не острый гингивит. Протезирование завершат только уже начатое», — объяснил он.
В петербургском комздраве уточнили, что в городских стоматологиях пациентам с острой болью продолжат оказывать помощь. А вот имплантацию или протезирование точно отложат.
Но если у меня насморк и кашель?
Поликлиникам рекомендовали отдавать приоритет медпомощи на дому лихорадящим больным, пациентам с респираторными синдромами и лицам, старше 65 лет.
«Если заболели — врача вызываете на дом», — объясняет Наталья Башкетова. Главврач Боткинской больницы Денис Гусев отмечает, что такого алгоритма в обязательном порядке должны придерживаться люди пожилого возраста.
«Пожилые находятся в зоне повышенного риска, — сказал Гусев на брифинге 25 марта. — Прием в поликлиниках прекратили в том числе потому, что они являются основными посетителями. Пусть лучше бабушка позвонит своему участковому врачу, он придет к ней домой и выяснит, в чем проблема».
И кстати, если человеку отказывают в положенной медпомощи, жаловаться стоит напрямую в городской комитет по здравоохранению.
А с телемедициной что?
Кажется, в условиях карантина обороты должна набирать телемедицина — что может быть лучше удаленных консультаций с врачами? Однако российское законодательство на этом направлении буксует: врачи не имеют права ставить диагнозы и назначать лечение удаленно. Сегодня телемедицина разрешена только для консультаций и профилактики, но даже здесь возникают проблемы.
«Закон о телемедицине у нас написан так, что даже если врач по телефону пациенту с насморком посоветует обратиться к лору, это будет означать оказание незаконной телемедицинской услуги, — объясняет Илья Фоминцев. — Закон абсолютно избыточный. Так, перед разговором и доктор, и больной обязаны авторизоваться в Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, поставить свои электронные подписи… В общем, в этом виде он не работает. В условиях карантина его нужно корректировать».
Законопроект о дистанционном осмотре пациентов в условиях чрезвычайных ситуаций на днях на днях все же был внесен в Госдуму — остается ждать, как в итоге решится судьба телемедицины.
Зачем вообще такие жесткие ограничения?
Поликлиники и больницы — это места массового скопления людей, и там в любой момент могут появиться зараженные с коронавирусом, объясняет Наталья Башкетова.
«Человек, вернувшийся из-за рубежа или контактировавший с таким туристом, с легким першением в горле может прийти в поликлинику, несмотря на то, что ему предписано остаться дома и вызвать врача, — говорит главный санврач. — Кстати, таким пациентам полагается специальный больничный по карантину на четырнадцать дней, и его может оформить на дому любой врач».
Еще одна причина свертывания медицинской помощи в том, что город пытается мобилизовать все ресурсы здравоохранения на случай лавинообразного поступления больных с COVID-19. Например, часть оборудования и персонала уже перебросили на пациентов с подозрением на новую инфекцию в Боткинской больнице — сделать это удалось после отмены плановой госпитализации, рассказал Денис Гусев.
Этим же можно объяснить и ограничения медпомощи в частных клиниках: город рассматривает их как дополнительные ресурсы в случае ухудшения ситуации с коронавирусом.
«До 30 апреля мы живем на особом положении. Как только будет меняться ситуация — изменятся и меры», — подытожила Башкетова.
Анжела Новосельцева