Posted 16 марта 2020, 14:47
Published 16 марта 2020, 14:47
Modified 30 марта, 14:42
Updated 30 марта, 14:42
Первый заместитель председателя правительства РФ Андрей Белоусов полагает, что российская экономика оказалась в «достаточно специфическом положении», попав под двойной удар: от снижения цен на нефть и от сокращения рынков сбыта из-за коронавируса. Об этом он заявил сегодня на заседании Координационного совета по противодействию распространению коронавируса.
По словам первого вице-премьера, «Россия находится в достаточно специфическом положении по сравнению с другими странами, поскольку мы испытываем двойной удар и шок: от снижения мировых цен с примерно $65 (за баррель) еще в начале года до $35 за баррель». «На нас влияет нестабильность мировых финансовых рынков, в том числе европейского как нашего крупнейшего торгового партнера, на нас влияет также сокращение ряда традиционных рынков сбыта — это касается и Китая, и Европы», — цитирует ТАСС Белоусова.
Напомним, в минувшую пятницу он заявил журналистам, что мир и Россия вошли в «новую реальность», и придется жить при новой равновесной цене нефти в $35 за баррель. «Я думаю, что мы вошли в новую устойчивую реальность, и нам какое-то достаточно длительное время предстоит жить примерно в равновесных ценах около $35, плюс-минус. Возможен отскок вниз в силу целого ряда причин», — указал первый вице-премьер.
Напомним, 9 марта 2020 года на финансовых и нефтяном рынках случился «черный понедельник». Майские фьючерсы на североморскую нефтяную смесь Brent обвалились в ночь на 9 марта сразу на 31% — с пятничных $45 до $31. Резкое падение произошло из-за того, что страны альянса ОПЕК+ не смогли 6 марта договориться ни о дополнительном сокращении нефтедобычи, ни о продлении сделки на более длительный период (после 31 марта). К тому же Саудовская Аравия объявила о намерении увеличить добычу и снизить цены на нефть. На этом фоне на международном валютном рынке (российские были закрыты в связи с выходным днем) началась паника, — курс российской нацвалюты в течение дня обрушился до 86 рублей за евро и до 75 за доллар США. К вечеру понедельника потери удалось частично отыграть. По итогам торгов 10 марта доллар и евро подорожали лишь на 5-5,5%, так что не случилось и повторения «черного вторника» 2014 года, когда курсы валют на бирже за день подскочили на 38-48%, а курс евро достигал 100 рублей. При этом девальвация российской нацвалюты продолжается, а рынки падают в том числе на опасениях по поводу влияния пандемии коронавируса COVID-19 на мировую экономику.
Белоусов также признал, что сложившаяся из-за коронавируса и обвала нефтяных цен ситуация оказывает несомненное влияние на экономику России. В то же время, убежден он, рецессии произойти не должно. «Риски всегда существуют, но при сохранении статус-кво, если у нас не будет дополнительных импульсов, я думаю, что рецессия нам не грозит», — подчеркнул первый зампред правительства.
Ранее в пятницу глава Минфина РФ Антон Силуанов не согласился с опасениями насчет вероятности рецессии в экономике России в текущем году. Об этом он заявил журналистам. «Нет, у нас другие оценки», — сказал Силуанов.
До этого, выступая на заседании комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, председатель Счетной палаты Алексей Кудрин не исключил, что российский бюджет в нынешнем году при цене 72 рубля за доллар и стоимости барреля нефти в $35 потеряет 3 трлн рублей, а роста экономики не будет.
«Темпы экономического роста будут ближе к нулю в этом году, соответственно, будут ниже значения всех других показателей с точки зрения роста реальных доходов населения», — спрогнозировал Кудрин.