Posted 7 февраля 2020, 13:30
Published 7 февраля 2020, 13:30
Modified 30 марта, 14:58
Updated 30 марта, 14:58
В Петербурге живут и работают тысячи художников. Среди них есть человек, относящийся к редкому типу художников-интеллектуалов, и зовут его Игорь Вишня. Каждая его картина — плод размышлений о мире, истории, стилях живописи. С 2009 года Игорь работает над проектом «Русский стиль», выступая и как исследователь-теоретик, и как художник.
Игорь Вишня родился в Нижнем Тагиле, в художественной семье, учился в Екатеринбургском художественном училище им. И.Д. Шадра, в 1993 году окончил Петербургскую академию художеств, отделение реставрации под руководством М.М. Девятова. Он был оформителем спектаклей, участвовал во множестве выставок в России, Германии, Дании, создавал иллюстрации к книгам.
В 1997 году мастер переехал в Германию, где работал художником по росписи фарфора на старейшей в Германии мануфактуре во Франкфурте-на-Майне, был автором десяти персональных выставок в крупнейших немецких городах. За декоративное панно на фарфоре для здания правительства земли Гессен в Висбадене в 2003 году получил премию имени барона Гинцбурга.
Но в какой-то момент Игорь Вишня понял, что все немецкое и европейское его глубоко утомляет. Что западное общество стремится выжать все соки из работающих, при этом уровень пособий практически равен уровню зарплат, что нивелирует смысл труда. К тому же — бездуховность, отсутствие душевной теплоты, вертикальных человеческих устремлений.
В итоге, в 2006 году Игорь вернулся в Россию, теперь живет и работает в Петербурге. За эти годы он выступал в качества автор и участника многих выставок.
Но в 2009 жизнь художника резко изменилась — он познакомился с Лицевым летописным сводом Ивана Грозного.
«Все началось с книги „Куликовская битва“ с необычными иллюстрациями. Я увлекался миниатюрами — у меня была собрана большая коллекция армянских, азербайджанских, таджикских, западноевропейских, византийских миниатюр; был знаком с миниатюрами Киевской псалтири и Радзивиловской летописи. Но тут, листая в книжном магазине страницы незнакомого мне издания, я увидел нечто совершенно уникальное, ни на что не похоже. Потом я узнал, что книга была проиллюстрирована работами из Лицевого летописного свода XVI века Ивана Грозного, — рассказывает художник. — Я стал внимательно изучать Лицевой свод и понял, что имею дело с уникальным русским стилем, находящимся на грани византийского и западноевропейского стилей, но являющимся абсолютно самостоятельным, достигшим в своде необычайной цельности и завершенности. Это колоссальный пласт русской культуры, практически не известный обществу».
Лицевой свод состоит из десять томов, содержащих 18 тысяч миниатюр, многие из них нам известны по иллюстрациям в учебниках, исторических книгах. Но мало кто знает, что это миниатюры из огромной хорошо иллюстрированной энциклопедии средневековой России, созданной по инициативе Ивана Грозного, решившего собрать воедино все религиозные и светские исторические знания своего времени.
«До знакомства с Лицевым сводом я находился в состоянии депрессии: не так давно вернулся из Германии, где прожил девять лет, был разочарован Западом. Тогда я много размышлял и понял, что искусство должно иметь ответственность за воспитание поколений, за понимание истории, — рассказывает Вишня. — Когда я рассматриваю русские миниатюры, у меня повышается настроение, душа радуется, так как это искусство несет печать благодати».
Изучая Лицевой свод, Игорь выделил девять стилистических принципов русского стиля. «Я назвал его русским сакральным стилем, так как в нем есть признаки, неразрушающие образ. Мир в рисунках свода предстает как гармоничный и прекрасный, даже когда это иллюстрации к событиям ужасным и трагическим: даже картины ада не выходят за рамки эстетики. Этот изобразительный мир не разрушает, не травмирует, не прельщает, не развращает, не «выносит мозг».
Однако уже в XVII веке в России стал побеждать реалистический стиль, русское искусство пошло по западноевропейскому пути, поясняет художник. Последним гармоничным художником был Джотто, и Лицевой свод своей стилистикой к нему близок. Новое искусство отступило от духовности, от гармонии. Оно агрессивно, его цель — шокировать, цеплять, разжигать, обольщать, возбуждать, в том числе животные инстинкты. Эта же концепция, уверен Игорь, свойственна и современному искусству, оно лишено цельного образа, сеет разрушение тела и духа. У России был уникальный шанс пойти по своему пути, развивать сакральный стиль отражения мира в изобразительном искусстве.
«Моя задача — популяризировать Лицевой летописный свод, привлечь к нему внимание как можно большего количества людей. Мне кажется необходимым ввести его изучение в школах, в художественных училищах и вузах. Недаром у нас есть Царь-Пушка, Царь-Колокол. Есть еще и Царь-Книга, о которой должен знать каждый россиянин», — поясняет мастер.
Результатом исследовательской деятельности Вишни стало написание и издание книг «Художественные особенности Лицевого Летописного свода времен Ивана Грозного» и «Сто шедевров Лицевого Летописного свода» в издательстве «Актеон». Кроме того, удалось провести несколько выставок, посвященных Лицевому летописному Своду.
Последние годы художник создает картины, которые созданы в стилистике свода. Некоторые видят в этой стилистике эстетический код России. В работах «Яд Ренессанса», «Добрый царь», «Гражданская война», «Апостолы антиискусства» Игорь Вишня через изобразительные образы делится со зрителями своими размышлениями о российской истории, ее катаклизмах, о путях развития цивилизаций. Живопись и графика Вишни представлены в собраниях музеев изобразительных искусств различных городов и стран.
«Мечтаю, чтобы в Петербурге был открыт научно-культурный центр, посвященный Лицевому своду, — заключает Игорь. — В Иерусалиме выставлены кумранские рукописи. Было бы замечательно, если бы у нас было что-то подобное. Центр, в котором можно было бы увидеть копии рукописей, послушать лекции, где проводились бы концерты, выставки, научные конференции. Это был бы центр культуры и истории».
Ирина Дудина
«Росбалт» представляет проект «Новые передвижники», знакомящий петербуржцев с ключевыми событиями и именами в художественной жизни культурной столицы.