Posted 4 февраля 2020, 16:05
Published 4 февраля 2020, 16:05
Modified 30 марта, 14:59
Updated 30 марта, 14:59
Китайский коронавирус «бушует» уже во многих странах, но официальные ведомства просят не беспокоиться. Говорят, что угрозы нет, вакцину скоро разработают, а до эпидемии дело не дойдет. Сомнения такие заявления не развеивают, а вопросов становится все больше.
Вместе с экспертами разбираемся, насколько опасно новое заболевание, почему «родиной» вирусов все чаще становится Китай, кто и когда объявляет эпидемию и как защитить себя от подобных инфекций в целом.
Жертвами китайского коронавируса уже стали несколько сотен человек. Между тем от «традиционного» гриппа ежегодно умирают десятки тысяч больных по всему миру. Так, может, опасность нового заболевания сильно преувеличена?
Статистика по китайскому коронавирусу 2019-nCoV действительно впечатляет: тысячи заболевших и сотни умерших. Цифры наводят на мысль, что в мире возникла новая опасная эпидемия, однако это совсем не так.
Эпидемический процесс включает вспышку, эпидемию и пандемию. В основе разделения — число зараженных и география распространения. В итоге китайский коронавирус совсем не дотягивает до эпидемии, поэтому и говорят о «вспышке».
Без сомнения, вирус 2019-nCoV опасен, однако проблема во многом искусственно раздута. Вероятность заражения на сегодняшний день ничтожна мала. Например, грипп представляет более высокую опасность.
Для сравнения, каждую осень и зиму в Северном полушарии им заболевает до 15% населения. Гибнет рекордное число людей: от 290 до 650 тыс. человек. Это уже не «вспышка», как в случае с китайским коронавирусом, а полноценная эпидемия.
А кто решает, что началась эпидемия?
Официальные органы в каждой стране. Пандемию и вовсе объявляет Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Основное отличие от эпидемии в том, что вирус достигает мировых масштабов, а большинство людей не обладает иммунитетом против болезни.
Последняя пандемия была в 2009 году: тогда вредителем оказался свиной грипп H1N1. Вирус тогда обнаружили мексиканские власти. Однако чаще вспышки происходят совсем в других регионах, например, в Африке.
Почему именно там?
На африканском континенте система здравоохранения, скажем прямо, не лучшая. В отдельных странах контроль над заболевшими минимален, а методы лечения устаревшие.
Часто вирусами являются внутренние эндемики, которые с континента почти не выбираются. Примером ограниченной географии служит, например, эпидемия Эбола.
С Африкой разобрались, но ведь на слуху еще Китай. Почему мы постоянно слышим о вспышках вируса именно там?
Объяснений несколько. Одно из популярных — контакты с другими организмами.
Приведем пример. Многие вирусы ОРВИ заражают не только людей, но и животных. Птичьи фермы в Китае достаточно распространены, причем их гигиеническое состояние вызывает вопросы. Работники этой сферы находятся в постоянном общении с больными животными, а потому подвергают себя повышенному риску.
То есть после контакта с зараженной птицей я наверняка заболею?
Нет. Ежедневно организм борется с миллионами вирусных частиц, однако большинству из них не удается внедриться в клетку. Для этого необходимы сразу два условия: слабый иммунитет, не способный справиться с угрозой, и умение вируса прижиться в новом месте.
А как вообще возникают новые вирусы?
Один из способов — несколько последовательных мутаций в уже знакомом вирусе. Так появляются новые штаммы, хотя это процесс медленный.
Бывает, что они возникают внезапно: в одном организме встречается несколько вариантов одного вируса и, условно говоря, перемешиваются.
Именно во втором случае болезнь распространяется быстрее, потому что иммунитет к ней еще не выработан. Тогда идеальным условием для заражения выступит постоянное общение с больными животными, что и привело к возникновению китайского 2019-nCoV.
И часто в Китае вспышки вирусов?
Из КНР каждый год приходит очередной штамм респираторного заболевания. Сегодня в Китае бушует 2019-nCoV, другая столь же крупная вспышка произошла в Поднебесной в 2003 году. Тогда возбудителем оказался коронавирус SARS, а болезнь прозвали атипичной пневмонией и даже пурпурной смертью.
Если оба вируса сравнивать, то 2019-nCoV, наверное, опаснее?
Нет. По мнению специалистов, в 2003 году клиническая ситуация была тяжелее. То же касается и ближневосточного респираторного синдрома MERS-CoV, который вспыхнул в Южной Корее в 2013 году. Эпидемия закончилась спустя два года.
Основная сложность с такими вирусами в том, что на начальных этапах неизвестны источник их появления, способы распространения и методы лечения. Поэтому прогнозировать развитие болезни трудно. После сбора первичных сведений начинается рутинная работа.
Например, создание вакцины? В Минздраве говорили, что это займет несколько месяцев…
К сожалению, это маловероятно. Создание новой вакцины порой занимает десятилетие.
Источники «Росбалта» сообщили, что в Петербурге работают над вакциной от нового коронавируса. Однако за несколько месяцев завершить исследования не удастся, отметили собеседники.
Неужели разработать какую-либо вакцину так сложно?
Увы. Задачи перед учеными стоят разные и сложные: выделить возбудитель, получить антиген и доставить его в организм.
При этом вакцину важно проверить на эффективность и безопасность — сперва лабораторными методами, а затем в доклинических и клинических исследованиях. Подумать придется и над дизайном лекарства, способами массового производства. Все это занимает годы, а вакцина тем временем может устареть.
Что значит «устареть»? Вирусы как-то приспосабливаются?
Скорее, эволюционируют. Каждый заболевший выпускает из себя тысячи измененных вариантов того вируса, который вызвал болезнь. Какие-то формы более успешны в размножении, а значит легче распространяются. В итоге вакцины перестают справляться.
Примером служит прививка от гриппа, которая теряет актуальность каждый год. К счастью, исправить ситуацию просто. Для этого заменяют антигены, причем в короткие сроки.
Говорят, вспышка китайского коронавируса скоро пойдет на спад. Это правда? Как вообще сходит на нет заболеваемость?
Информация о новом вирусе достаточна, подходы к лечению определены, а вспышка локализована. Осталась рутинная работа исследователей. Так что вскоре ситуация в самом деле улучшится, считают специалисты.
Обычно же эпидемия прекращается, потому что иммунитет человека становится устойчивее. С приходом тепла организм подвергается меньшему стрессу. Освободившиеся ресурсы уходят на укрепление. Кто-то выздоравливает, заболевших становится меньше. Люди с ослабленным здоровьем реже сталкиваются с вирусными частицами.
Это внушает оптимизм. Но можно ли защитить себя от любого вируса?
Главное — поддерживать иммунитет. Здесь помогут стандартные советы: правильное и регулярное питание, полноценный сон, отсутствие вредных привычек, соблюдение правил гигиены и борьба с имеющимися болезнями.
Второй важный пункт — минимизировать встречу с патогенами, поэтому лучше избегать многолюдных мест. Бывает, что вирус все-таки взял свое, и тогда важно оставаться в изоляции или хотя бы надевать маску в публичных местах.
Само собой, поможет и вакцинация. Более того, прививка от гриппа спасает даже от коронавируса.
Разве? Ведь на то она и прививка от гриппа, что спасает именно от него…
Основная идея вакцин состоит не в том, чтобы защитить отдельного человека. Главная цель — снизить число вирусных единиц, с которыми ежедневно сталкиваются люди.
Массовая вакцинация улучшает иммунитет в целом по населению, вирус не выделяется в общее пространство, а иммунитету легче справиться с конкретными атаками патогенов. В этом смысле вакцина от гриппа защищает и от коронавируса: когда с гриппом бороться не приходится, иммунитет посылает больше ресурсов на защиту от других инфекций.
Никита Строгов