Posted 3 февраля 2020, 17:43

Published 3 февраля 2020, 17:43

Modified 30 марта, 15:00

Updated 30 марта, 15:00

Дело Кана — начало передела крабового рынка?

3 февраля 2020, 17:43
Потери бюджета РФ из-за «силового» отстранения от аукционов ведущего сахалинского бизнесмена могут составить миллиарды рублей, утверждают СМИ.

Как и предсказывали многие эксперты, после принятия Госдумой в 2019 году закона, меняющего систему доступа рыболовецких предприятий к вылову краба на Дальнем Востоке, последует передел бизнеса в пользу «варягов» с огромным капиталом и связями на федеральном уровне. Похоже, так оно и происходит. Одной из первых жертв «крабового» передела может стать известный дальневосточный бизнесмен, старожил в этом бизнесе Олег Кан.

В конце прошлого месяца стало известно, что Следственный комитет РФ направил в суд ходатайство о заочном аресте сахалинского бизнесмена Олега Кана. Согласно материалам СК, следствие установило причастность Кана у организации убийства, в связи с чем ходатайствует о его заочном аресте. Отмечается, что следствие ведется с 2018 года. В частности, в декабре проводились обыски в Сахалинской области у людей из ближайшего окружения Кана якобы из-за контрабандных поставок краба судами бизнесмена в соседние государства.

Между тем, многие наблюдатели на Дальнем Востоке эту активность следствия вокруг фигуры Олега Кана расценивают совсем иначе. По их мнению, шантаж уголовным делом привел к тому, что предприниматель вынужден был покинуть страну и отказаться от участия в крабовых аукционах. Результат такого воздействия: бюджет страны недополучил несколько десятков миллиардов рублей.

По мнению наблюдателей, на Дальнем Востоке продолжается борьба за передел рынка, и связана она с попыткой запугать участников рынка показательной расправой над крупным рыбопромышленником Олегом Каном. Главная цель — вынудить дальневосточные компании отказаться от участия в крабовых аукционах и практически сдать все лоты в пользу одной компании.

В конце 2018 года — практически накануне принятия закона о смене принципа добычи морских биоресурсов — силовые структуры обвинили известного сахалинского рыбопромышленника в контрабанде дальневосточного краба с использованием поддельных документов и панамских офшоров, создании организованного преступного сообщества.

Однако проблема заключалась не в том, что сделал Кан, а в том, что в стране начался передел крабового рынка, о котором ранее уже не раз сообщали СМИ: «исторический принцип» вылова морских биоресурсов сменили на «аукционный».

Наблюдатели высказывают логичное предположение, что уголовное дело, возбужденное в 2018 году, ничто иное как попытка воздействовать на Олега Кана с тем, чтобы заставить его покинуть страну. И именно такое решение рыбопромышленника убедило следствие повременить с дальнейшими действиями в отношении предпринимателя.

Что интересно. Примерно в то же самое время — в конце 2017-го — начале 2018 гг. — в рыбопромышленную отрасль Дальнего Востока агрессивно зашла «Русская рыбопромышленная компания» (РРПК), которая принадлежит Глебу Франку. Напомним, что господин Франк является сыном бывшего министра транспорта РФ Сергея Франка и зятем миллиардера Геннадия Тимченко. Кстати, на аукционах 2019 года именно компании, входящие в структуру РРПК, получили треть всех лотов.

Согласно протоколу Росрыболовства, торги на 8 лотов с долями квот на 5,263% вылова крабов в нескольких зонах выиграли ООО «Пасифик краб», ООО «Камчатка краб» и ООО «Атлантик краб». Эти компании принадлежат ООО «Русский краб» владельца РРПК Глеба Франка. «Камчатка краб» также победила в торгах на право вылова 33,3% крабов в другой зоне. А «Пасифик краб» — в другом аукционе на 50% квот. Всего за 10 лотов структуры Франка заплатили 38,28 млрд рублей.

И, вероятно, если бы через Олега Кана не сделали показательную угрозу дальневосточному бизнесу, аукционы прошли совершенно иначе, а цена лотов была бы в конечном счете выше. Минимум, в два раза. Таким образом, бюджет страны недополучил существенную прибыль.

Подпишитесь