Posted 27 января 2020, 15:26

Published 27 января 2020, 15:26

Modified 30 марта, 15:02

Updated 30 марта, 15:02

Слухи страшнее вируса

27 января 2020, 15:26
Рубль продолжает дешеветь из-за глобальной неуверенности, в которую финансовые рынки погрузила вспышка в Китае новой опасной болезни.

Китаю не удалось предотвратить распространение нового коронавируса по всему миру. Даже по официальным данным заболевшие есть уже, похоже, на всех континентах. Мировые СМИ, главным принципом работы которых в последние годы остается «кликабельность», старательно подогревают истерические настроения отдельных граждан.

Жителя среднего европейского или даже американского города пугают известия про стремительный рост числа заболевших и строгие карантинные меры, которые предпринимают власти КНР.

Население города Ухань, ставшего известным всему миру как место рождения и мутации нового вируса, только по официальным данным было 11 млн человек. Теперь же глава администрации этого населенного пункта заявляет, что сейчас там остается около 9 млн, а еще несколько миллионов, оказывается, успели уехать до того, как власти ввели запрет на выезд из очага потенциальной новой эпидемии.

Большинство из этих людей вовсе не бежали от коронавируса. В Китае — Новый год по местному календарю и люди уехали к родным или отдыхать, часть из них — за границу. Даже несколько носителей нового вируса вполне хватит, чтобы перезаражать весь мир, бьет тревогу пресса.

Но это пока лишь страшилки. Тем не менее, у эпидемии уже есть реальные последствия. Китайской экономике однозначно нанесен значительный ущерб, констатируют и власти КНР и независимые эксперты. Причем последние, как это часто бывает, не доверяют достаточно утешительной официальной статистике. Их волнует, что будет, если события начнут развиваться по самому негативному сценарию.

А что, если китайская экономика окажется временно парализованной? Откуда весь остальной мир будет получать большую часть электроники, а также дешевый, хотя и не слишком качественный ширпотреб? Вдруг окажется, что вирус достаточно живуч и передается не только от человека к человеку, но и через предметы: посылки, товары и т. д.?

Все это стараются учесть мировые инвесторы. И первое их побуждение — вывести деньги с менее стабильных рынков и вложить их в более надежные. Как следствие — долговременное снижение курса российского рубля, причем, похоже, Центробанк не пытается его притормозить, рассчитывая, что в условиях снижения китайского экспорта это как-то положительно скажется на российском.

Кстати, Китай в минувшем году потеснил Россию даже на ее традиционном рынке — оружейном. Китайцы заняли на нем второе место, на первом традиционно США, и тут ничего не меняется.

Но падает не только российский рубль. Другие «развивающиеся» валюты тоже плавно, но стабильно движутся вниз. Включая европейские, такие как, например, чешская крона, которая до этого подрастала к доллару и даже к евро.

Естественно, это не улучшает настроения инвесторов на рискованных рынках. Это пока еще не повальное бегство — ведь объективных причин, с точки зрения экономистов, для него пока нет. Но деньги любят спокойствие и тишину, а не панику и страх перед новой всемирной эпидемией.

На фоне тревожных слухов про новый китайский коронавирус растут и ксенофобские настроения. Люди начинают не только надевать маски, но и шарахаться от азиатов, особенно если они чихают. Некоторые москвичи в соцсетях предлагают поскорее «зачистить» от китайцев центр «Дружба», а петербуржцы призывают освободить город от китайских туристов. Упал бы, наверное, и спрос на китайские товары, но это в нынешних условиях просто невозможно, потому что в некоторых категориях, таких как те же ширпотреб и электроника, найти какие-то другие очень тяжело.

При этом даже если Китай временно поставки прервет, скорее всего, коллапса не случится. Накопленные запасы китайских товаров вполне достаточны, чтобы достаточно долго обходиться без новых.

В общем, получается, что причин для паники пока все же не так уж и много. От обычного гриппа в Ухане это зимой умерло гораздо больше, чем по официальной статистике от нового вируса. Экономика, в первую очередь китайская, должна была бы выдержать. Но слухи страшнее, чем болезнь или экономический кризис дефицита или перепроизводства. Против них нет эффективного оружия. И они вполне способны обваливать рынки и экономики целых стран без объективных к тому причин. Особенно когда слухмейкеры пугают людей повальным мором от «легочной чумы», вирус которой якобы разрабатывали где-то в лабораториях Уханя китайские военные.

Иван Преображенский

Подпишитесь