Posted 10 января 2020, 15:06
Published 10 января 2020, 15:06
Modified 30 марта, 15:10
Updated 30 марта, 15:10
Каждый год после каникул власти с укором сообщают народу о причиненных долгими праздниками убытках. Дескать, пока вы тут отсыпались, гуляли, оливье объедались, страна несла потери. В этот раз, говорят, Россия из-за недопроизводства недополучила 1,5 трлн рублей.
Что не так с нашей экономикой, если ей наносят непоправимый урон несколько выходных подряд? Да, некоторые отрасли притормаживают. Но люди продолжают посменно трудиться на заводах и фабриках. Работают больницы, коммунальные службы, полиция, продуктовые магазины. Вода по трубам бежит, гипс незадачливым пешеходам накладывается, пьяные развозятся по вытрезвителям, хлеб поступает в продажу.
При этом набирает обороты индустрия досуга: кафе переполнены, в музеи очереди, в театры можно попасть далеко не на любой спектакль, железнодорожные билеты по многим направлениям распроданы… Вроде бы, прибыль должна быть немалой.
Но экономисты утверждают, что перегрев в сферах туризма, развлечений, ресторанного бизнеса только наполовину перекрывает экономические потери в дни каникул. Даже с учетом массового декабрьского помешательства, когда люди тратят какие-то немыслимые суммы на подарки, на елки-палки, на наряды-прически-маникюр и прочий улучшайзинг. Вся эта движуха оказывается неспособна компенсировать легкое затишье в «реальной экономике».
А ведь Новый год обходится среднестатистическому россиянину примерно в 20 тысяч рублей. Чтобы позволить себе такие и даже более скромные траты на праздники, многие в декабре работают сверхурочно, берут какую-нибудь халтуру. Люди, по сути, выкупают себе неделю январского отдыха, а их все призывают к станку. Хотя они еще в ноябре изнемогали от усталости и осенней депрессии: в среднем на каждого работающего приходится уже больше 10 часов в день, при нормативной 40-часовой неделе.
Педагоги и врачи убиваются на полутора-двух ставках, водители крутят баранки по 12-14 часов без перерыва, клерки возвращаются из своих офисов домой лишь ночевать, человечки с желтыми и зелеными чемоданами бегают по улицам чуть ли не сутками. И вот этих людей в очередной раз стыдят как каких-то бездельников. А попутно намекают, что неплохо было бы порочную практику с длинными выходными прекратить, дабы не разлагался народ на диванах.
При этом власти предпочитают не вспоминать о тех, кто проводит «на диване» круглый год — но вовсе не по собственной воле и себе отнюдь не на радость. У нас высокая скрытая безработица. Пока одни пашут, как мексиканцы (это не метафора, русские и мексиканцы работают примерно одинаковое количество часов в год, хотя у последних только один выходной на неделе и всего шесть дней отпуска), другие сидят без дела и вынуждены ждать милости от родни, потому что больше не от кого.
У нас огромное количество домохозяек, которые бы и рады выйти на работу, да их не берут из-за маленьких детей. Масса вчерашних студентов, которые так никуда и не смогли пристроить свои дипломы и сидят на шее у родителей. Тысячи предпенсионеров, которых оказалось дешевле и проще сократить, чем переучить. Всем этим людям государство помочь не хочет — лишь стращает новыми налогами и штрафами. А тех, кто работает за себя и того парня, хотят заставить пахать еще больше и тяжелей, сделав их жизнь совсем беспросветной.
Конечно, для этого приходится не только на экономический ущерб пенять — власти понимают, что призывами костьми лечь во благо родины народ уже не проймешь. Поэтому каждый год слово берут представители Минздрава и Роспотребнадзора, уверяя, что работать, света белого не видя, — это даже полезно, а долго отдыхать — очень опасно, потому как чревато обжорством, запоями и депрессией от осознания собственной нереализованности.
На самом деле люди с семьей время проводят, с детьми наконец-то куда-нибудь выбираются, с друзьями на лыжах катаются, ремонты доделывают, для души чем-то занимаются. Но чиновники признавать этого не хотят. Им удобнее представлять, что среднестатистический россиянин всю неделю храпит в салате, просыпаясь лишь затем, чтобы накатить водки под балалайку.
Впрочем, когда баре иначе представляли себе жизнь холопов на воле?
И сейчас потери вновь озвучены, и опять предлагается каникулы сократить. Или вовсе от них отказаться. Уже и на майские покушаются. Работать надо, а не филонить. День в рост, солнце все выше. Раз, два — впряглись! Три, четыре — поехали!
Вот бы в правительстве так пахали…
Марина Ярдаева