Posted 12 декабря 2019, 17:15
Published 12 декабря 2019, 17:15
Modified 30 марта, 15:19
Updated 30 марта, 15:19
Юрий Михайлович Лужков, опальный, можно сказать, мэр Москвы, удостоился таких похорон и проводов, которые трудно совместить с понятием опалы. Его отпевал патриарх в Храме Христа Спасителя, президент России сидел рядом с его вдовой, и его похоронили на Новодевичьем кладбище.
Прощание в Храме Христа Спасителя было естественным и справедливым: Лужков этот храм и восстанавливал на рубеже веков и тысячелетий (хотя в нашей державе не всегда воздавали и справедливые почести тем, от кого фортуна отвернулась). Однако его провожал и военный почетный караул. Государство, снявшее Лужкова с руководства своей столицей девять лет назад, принесло ему благодарности, положенные лучшим государственным мужам.
Хотя, конечно, на траурной церемонии не было премьер-министра Дмитрия Медведева, который, будучи в 2010 году президентом страны, и сместил Лужкова. Ни президент Путин, ни спикер Госдумы Вячеслав Володин, ни министр обороны Сергей Шойгу, ни преемник покойного на посту мэра Сергей Собянин речей у гроба не говорили, но пришли и возложили цветы.
Что касается простых москвичей, то очередей не наблюдалось, но люди шли. И шли все часы прощания. По преимуществу — в возрасте (что не удивительно, молодые времена Лужкова помнят плохо). Некоторые женщины плакали. А уже у гроба не смогли сдержать слез и некоторые мужчины.
Не обошлось и без «накладки»: телевизионные кабели прямой трансляции положили поперек прохода, накрыв «порожком», который оказался вроде лежачего мини-полицейского. Об этот порожек то и дело спотыкались, и было хорошо видно, как много пожилых и инвалидов среди прощающихся. Организаторам пришлось выделить двух человек, которые помогали «переступить через порог», при необходимости поддерживая людей за руку.
Простились с многолетним мэром Москвы президент Сбербанка Герман Греф, глава АФК «Система» Владимир Евтушенков, глава «Ростеха» Сергей Чемезов, глава Федерации тенниса России Шамиль Тарпищев, первая женщина-космонавт Валентина Терешкова, политики Георгий Явлинский и Геннадий Зюганов, артисты Геннадий Хазанов, Олег Газманов, модельер Валентин Юдашкин, ветеран хоккея Владислав Третьяк. Посидел у гроба Лужкова его заместитель по строительству Владимир Ресин, отношения с которым после отставки мэра были непросты. Пришли депутаты Мосгордумы и члены правительства столицы — бывшие и действующие. И список можно продолжить.
Первым говорил ректор МГУ Виктор Садовничий: он причислил Лужкова к тем «честным трудягам», которые в тяжелые времена берут на себя ответственность и спасают «ситуацию, страну и народ». «Вспомним 1991—1992 годы, — сказал Садовничий. — Десять минут ходьбы от метро „Университет“ до МГУ — но студенты и профессора боялись идти пешком. Груды мусора, всего хватало… Пришел Юрий Михайлович, взялся за это, буквально месяцы прошли — и Москва стала приобретать тот вид, который ей подобает. А затем грандиозные проекты один за другим».
Речь Садовничего была, вероятно, самой долгой (кроме патриаршей, другие выступления отличались краткостью), он вспомнил и о медовухе для студентов, на которую Лужков каждый год на Татьянин день выделял мед со своей пасеки.
«Все, что мы видим в Москве — памятник ему, — сказал председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков, — Он заложил основу процветания Москвы. На этой основе она будет и дальше хорошеть. Но без этой основы ничего бы не было. И этот храм, в котором мы прощаемся с ним, если можно так сказать, не нарушая канонов, это и храм Юрия Михайловича».
Посол Республики Беларусь в РФ Владимир Семашко зачитал соболезнование от президента Александра Лукашенко. «Ушел из жизни талантливый политик, выдающийся государственный деятель, истинный друг Белоруссии, — говорилось в послании. — С его именем связано множество инициативных проектов, которые позволили укрепить контакты между нашими странами».
«За многие годы тесного сотрудничества он очень много сделал для Калуги и Калужской области, — напомнил губернатор Анатолий Артамонов. — Энергичный и очень обаятельный человек, готовый прийти на помощь именно тому, кто в этой помощи нуждается. То, как он умел дружить, пример для всех».
«Хочу сегодня передать скорбь всего Крыма по поводу неожиданной, трагической кончины человека, который вложил свое сердце и душу, передал свою духовную силу крымчанам, — говорил постоянный представитель Республики Крым при президенте РФ Георгий Мурадов. — Именно он поддерживал русский дух в Крыму и создавал основу для его возвращения на Родину в Россию».
«Если где-то была беда или несправедливость, первым там был Юрий Михайлович. Когда наша страна разбежалась, он был один из немногих, кто ее собирал, — подтвердил один из „птенцов гнезда Лужкова“, ветеран правительства Москвы, впоследствии губернатор Калининградской области Георгий Боос. — Не просто многих кораблей, но и флота не было бы без его поддержки, не было бы нашей базы в Севастополе без активной роли Юрия Михайловича в самые трудные годы, когда его в этом никто не поддерживал».
Представительница еще более молодых «птенцов» — студенческого правительства Москвы — рассказала: «Давным-давно, в 2006 году мы Юрию Михайловичу подарили перепелов и назвали себя птенцами гнезда Лужкова. Сегодня мы уже все разлетелись, птенцы выросли. Но, Юрий Михайлович, ваши уроки будут жить с нами всегда, мы передадим их своим детям обязательно. Вы всегда относились всерьез к молодежи. Многие ваши коллеги, взрослые министры, конечно, улыбались и не всегда воспринимали нас всерьез, а вы всегда прислушивались и уделяли нам внимание».
«Юрий Михайлович очень много внимания уделял развитию предпринимательства, — вспоминал президент Московской торгово-промышленной палаты Леонид Говоров. — Я, будучи руководителем ТПП, постоянно ощущал его заботу. Те годы были годами расцвета малого бизнеса в Москве».
А почетный президент Германо-российской торговой палаты госпожа Андреа фон Кнооп на трогательном ломаном русском произнесла: «Я не в состоянии многое сказать, огромное спасибо за нашу дружбу, которая для меня была огромной честью. Пусть Господь Бог вас примет в свою вечную обитель».
«Ярчайший политик, — подчеркнула вице-премьер Ольга Голодец. — Многие, кто с ним работал, восхищались его стремлением сделать лучше. Он очень много сделал для развития социальной сферы в городе и стране, заложив ее принципы, которые распространились из Москвы на все пространство страны».
«Бесконечная вам благодарность за то, что вы были удивительным руководителем с человеческим лицом, — сказала певица Надежда Бабкина. — Любили людей и думали о жизни такого огромного мегаполиса, как Москва. Я вам искренне благодарна за то, что вы поверили и доверили мне создать театр».
Художник Александр Шилов рассказал: «Судьба так распорядилась, что как раз в этом храме, еще недостроенном, где стены были покрыты только цементом, я познакомился с Юрием Михайловичем Лужковым. Случай был для меня очень тяжелый в семейном плане. И так, как Юрий Михайлович откликнулся на мое горе, часто не откликаются даже родственники. Человек, который обладает таким сердцем…выше нет таланта, Богом спущен на Землю».
По завершении гражданской панихиды, раздался голос Патриарха Кирилла, в память о «мэре Первопрестольного града России». Напомнив о том, как Лужков восстановил Храм Христа Спасителя и исторический облик Красной площади, предстоятель отдал должное вниманию покойного к людям.
«Мы стоим перед гробом выдающегося человека широкой души, сильного ума, доброго сердца, — сказал патриарх Московский и Всея Руси. — Помолимся об упокоении его души. Никакой смерти нет! Смерть — это страшилка для духовно неопытных людей. Для тех, кто не имеет веры. Бог не создал человека для того, чтобы он прожил 60, 70 или 80 лет. Бог создал каждого для жизни вечной. И раб Божий Юрий переступает сегодня эту границу».
Патриарх отслужил пышную заупокойную службу, а затем в зале появился президент РФ Владимир Путин, возложил букет роз и сел рядом со вдовой Лужкова Еленой Батуриной. Гроб же, на который возлагали цветы, был закрыт и наполовину прикрыт национальным флагом (на этот счет семья покойного дала разъяснения, что гроб не открывали просто, чтобы глава семьи запомнился живым, было сделано некоторое отступление от русской традиции).
В общем, если в одной песне Высоцкого фигурирует «бывший лучший, но опальный стрелок», то Лужков оказался «бывшим опальным, но лучшим». Сегодня же он упокоился на Новодевичьем, рядом с Сергеем Михалковым, Людмилой Зыкиной, Татьяной Самойловой и Галиной Улановой.
Леонид Смирнов