Posted 6 декабря 2019, 13:58
Published 6 декабря 2019, 13:58
Modified 30 марта, 15:22
Updated 30 марта, 15:22
Московский городской суд отклонил апелляционную жалобу защиты нашего коллеги, обозревателя «Росбалта» Александра Шварева на постановление Тверского районного суда о его заочном аресте.
Это не явилось особым сюрпризом, особенно для Александра, который действительно находится за границей, в Латвии, поскольку не хочет стать жертвой несправедливого преследования. В этом деле пятница стала еще одной ступенькой от справедливости вниз.
Свои соображения адвокат Шварева Игорь Бушманов высказал в апелляционной жалобе. Он назвал постановление Тверского райсуда от 11 ноября «явно необоснованным, незаконным и несправедливым, в связи с чем, подлежащим отмене».
Александр Шварев подозревается в клевете на известного бизнесмена Алишера Усманова и вымогательстве у другого бизнесмена — Кенеса Ракишева.
«Мотивированных суждений по основаниям, указанным в статьях 91, 97 УПК РФ, не приведено, — писал в жалобе защитник. — Не дана надлежащая оценка доводам и обоснованиям нашей стороны об отсутствии оснований для удовлетворения ходатайства следователя, содержащего признаки введения суда в заблуждение».
Адвокат напомнил, что в документах следствия была указана заведомо недостоверная информация о том, что Шварев А.Ю. якобы является безработным и не имеет источников дохода (сотруднику «Росбалта» также были приписаны судимости какого-то его тезки и однофамильца). Не указано, какими конкретными «копиями материалов уголовного дела» подтверждается причастность подзащитного к вмененным преступлениям.
Защита обратила внимание на то, что уголовное дело об особо тяжком преступлении (статья 163 УК РФ) возбуждено 1 ноября, в день обращения в следственные органы «представителя» заявителя, без опроса последнего и необходимых проверочных действий. В тот же день было вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого, а на следующий день Шварев объявлен в международный розыск. Странная практика для РФ.
Судебное заседание оказалось максимально кратким. От защиты присутствовал адвокат Карен Нерсесян. Адвокат Бушманов просил заседание отложить, поскольку он находится в запланированной загранкомандировке, из которой вернется лишь 11 декабря. Как можно было ожидать, следователь Главного следственного управления ГУВД Москвы Петр Тапилин и прокурор Московской городской прокуратуры Кирилл Моренко возражали против отсрочки, напоминая, что суд апелляционной инстанции принимает решение по жалобе не позднее трех суток со дня ее поступления. Судья Елена Лаврова в отсрочке отказала.
«Полностью поддерживаю доводы моего коллеги, — сказал в своей речи адвокат Нерсесян. — Наш подзащитный — профессиональный журналист, и не просто хроникер, а журналист-расследователь. Эта профессия считается в мире одной из опаснейших. Он писал о связи общеизвестного и печально известного олигарха Алишера Усманова с организованной преступностью. На эту тему только в российской прессе были сотни публикаций. Чем отличается публикация нашего подзащитного от других? Тем, что он приводит не просто рассуждения, а ссылки на материалы уголовного дела, по которому обвинялся г-н Шакро молодой, и его показания».
Адвокат напомнил, что защита просила истребовать для суда материалы уголовного дела Захария Калашова (он же Шакро молодой), в которых наличествуют указания на связь с Алишером Усмановым. «Этого, конечно, не сделано, и наш уважаемый г-н Усманов считает себя оскорбленным», — отметил Нерсесян.
«Зачем вы избираете меру пресечения в виде ареста? — спросил адвокат. — Потому что наш подзащитный находится за границей? Но он выехал туда еще раньше, до всех событий, у него тяжелая болезнь. Мы со дня на день ждем, подтвердится ли диагноз. Пусть человек закончит лечение, вернется в Россию, и мы готовы с вами сразиться честно, грамотно, лицом к лицу, как и положено в цивилизованном мире».
Слова защиты остались втуне. Суд оставил постановление первой судебной инстанции в силе. Зато была исполнена просьба следователя и прокурора, и к делу дополнительно приобщены повестки в адрес Шварева, рапорт дознавателя о том, что он не явился на допрос, а также два постановления об уточнении данных и протокол осмотра документов из его личной почты.
«Мосгорсуд, как и Тверской суд ранее, даже не пытались во что-то вникнуть. У участников слушаний сложилось мнение, что, например, у Тверского суда уже заранее было готово решение. Об этом говорит хотя бы тот факт, что в решении были тщательно переписаны мои данные, представленные следствием, в которых отсутствует место работы. Хотя уже много раз (и в этом судебном заседании, в частности) представлялись все соответствующие документы, среди них — справки с места работы, где говорилось, что я являюсь сотрудником „Росбалта“ более 10 лет», — прокомментировал решение Мосгорсуда Александр Шварев. Он полагает, «что все это не случайно».
«Ракишеву и Усманову, фамилию которого в массе „заказных“ заметок про меня сейчас тщательно вымарывают, очень нужно, чтобы в Интерпол ушла такая бумага: что вымогал и клеветал некий безработный, ранее судимый гражданин. А вовсе не то, что это дело в отношении журналиста, который расследовал деятельность Усманова и Ракишева. Мы с адвокатами уверены, что дело „заказано“. Сначала придумали клевету, но это не тяжкая статья УК. Посадить по ней нельзя. А миллиардеры жаждали „посадки“. Так появилось вымогательство», — высказал мнение обозреватель «Росбалта».
«Незаконное возбуждение дела и объявление в розыск — сигнал всем СМИ: „Будете отвечать, если затронете священных коров. На Солнце нельзя искать пятна“, — заметил по результатам заседания адвокат Нерсесян. — Мы еще надеемся найти правду. Конечно, потом будем обращаться в международные журналистские организации. Сашу вынуждают просить политическое убежище в другой стране. Он очень не хотел бы этого».
Леонид Смирнов