Posted 4 декабря 2019, 11:54
Published 4 декабря 2019, 11:54
Modified 30 марта, 15:23
Updated 30 марта, 15:23
Генпрокуратура направила в Израиль международно-правовое поручение в рамках дела об убийстве бизнесмена и владельца женского баскетбольного клуба «Спартак» Шабтая Калмановича. Столичные следователи хотят получить информацию о деятельности предпринимателя в этой стране, а также характеризующие его данные. Необходимо это для установления возможных мотивов убийства, которые, как и личности «заказчика» и исполнителя преступления, до сих пор не выяснены. Однако под стражей уже шесть месяцев находятся два человека — Батыр Тумгоев и Али Белхороев. Оба входят в тейп Белхарой (баталхаджинцы), являющийся в последнее время объектом интереса силовиков.
Как рассказал «Росбалту» источник в правоохранительных органах, 3 декабря Пресненский суд Москвы продлил Тумгоеву и Белхороеву сроки ареста. На слушаниях было заявлено, что ГСУ СКР по Москве не может закончить расследование, поскольку не допрошены три важных свидетеля, а также не получены ответы на ряд запросов, в том числе — на международно-правовое поручение в Израиль, отправленное через Генпрокуратуру. Стоит отметить, что Калманович долгое время жил в Израиле, в 1988 году был осужден в этой стране на девять лет за шпионаж в пользу СССР. В 1993 году Калманович был досрочно освобожден, после чего приехал в Россию, где занялся бизнесом.
Собеседник «Росбалта», знакомый с ситуацией, высказывает мнение, что ГСУ СКР по Москве совершает формальные следственные действия, которые позволяют держать Тумгоева и Белхороева под стражей. «Важные свидетели», которых надо допросить — это родственники Тумгоева, проживающие в Москве и в Ингушетии. Его супругу уже допросили, ей задавали вопросы о том, что муж делал 10 лет назад, не стал ли он совершать в этот период времени дорогие покупки. Международное поручение в Израиль — тоже своего рода формальность, чтобы потом подшить документ к делу, которое по большому счету просто развалилось», — высказывает мнение собеседник агентства.
По его версии, у следствия изначально не было никаких доказательств причастности Тумгоева и Белхороева к преступлению, кроме неких оперативных данных. Основываясь на них, мужчин и задержали. Следствие рассчитывало, что вину удастся доказать, когда подозреваемые будут находиться в СИЗО. Особенно большая ставка делалась на отпечаток пальца, оказавшийся внутри крышки телефона, которым пользовался один из участников нападения. Оперативник были уверены, что им был Тумгоев. Однако и первая, и повторная экспертизы однозначно показали, что отпечаток не принадлежит Тумгоеву или Белхороеву. Человека, который оставил его на телефоне, установить не удалось. Сами же задержанные категорически отрицают вину.
Оперативникам за 10 лет не удалось найти машину преступников, само оружие, из которого стреляли (это был армянский пистолет-пулемет), свидетелей, видевших киллеров и т. д. Совершенно не установлен мотив. В материалах дела указано только: «Калманович А.Н. рассматривалась как лицо, имевшее мотивы для организации убийства бывшего мужа. Однако объективных фактов, указывающих на причастность Калманович А.Н. к убийству Калмановича Ш. Г., установлено не было». Речь идет о бывшем продюсере певицы Земфиры Анастасии Калманович, которая тяжело разводилась с Шабтаем.
«Тумгоева и Белхороева взяли под арест, а потом уже стали искать доказательства их вины. А с этими доказательствами не складывается. В результате расследование затягивается, а люди остаются за решеткой», — высказал мнение собеседник «Росбалта». Он не исключил, что необходимость срочного ареста мужчин может быть связана с тем, что они входят в тейп Белхарой. В декабре 2018 года в Ингушетии был застрелен лидер баталхаджинцев Ибрагим Белхороев, который является двоюродным братом Али Белхороева. После этого, по версии источника агентства, по тейпу с разных сторон наносились «удары», в том числе — силовиками.
В ходе расследования было установлено, что 2 ноября 2009 года Калманович выехал из своего офиса на улице Сергея Макеева, чтобы встретиться с помощником президента РФ Александром Абрамовым. Однако до нужного места не добрался. На Смоленской набережной лимузин бизнесмена из серебристого автомобиля «Лада Приора» обстреляли киллеры. Водитель Калмановича Петр Туманов рассказал на допросе, что шеф был очень требовательным человеком, во время поездок он запрещал шоферу смотреть по сторонам. Поэтому киллеров и их машину Туманов просто не видел. Он услышал хлопки, почувствовал сильную боль, на короткий момент потерял сознание. Когда мужчина пришел в себя, шеф был мертв, а машина медленно двигалась без управления.
Александр Горячев