Российские власти приложили усилия, чтобы стабилизировать финансовую систему, однако есть банки, которые страдают от санкционных ограничений. Об этом заявила председатель Центробанка РФ Эльвира Набиуллина в интервью немецкой газете Handelsblatt.
При этом она убеждена, что российские банки фактически больше не ощущают последствий западных санкций. «Больше фактически нет», — цитирует ТАСС главу ЦБ.
Впрочем, добавила Набиуллина, «напрямую подпавшие под санкции фирмы и банки страдают от ограничений». Хотя, подчеркнула она, эти учреждения «в значительной степени выровнены благодаря доступу к внутрироссийской финансовой системе».
С лета 2014 года (после присоединения Крыма к России в марте того же года) под антироссийскими санкциями находятся, в частности, Сбербанк, Внешэкономбанк, ВТБ, Газпромбанк, Россельхозбанк, АБ «Россия», СМП банк, Собинбанк, Мособлбанк, РНКБ.
Напомним также, что в конце октября 2019 года международное рейтинговое агентство Moodyʼs пересмотрело в сторону ухудшения прогноз для российского банковского сектора — с «позитивного» на «стабильный». Как полагают в Moodyʼs, слабый рост экономики будет препятствовать улучшению ситуации в банковском секторе в ближайшие год-полтора.
Эксперты рейтингового агентства прогнозируют, что в 2020 году потенциал роста экономики также останется низким (1,5%), однако банковский сектор будет поддержан гибкой денежно-кредитной политикой ЦБ, относительно стабильным обменным курсом и ростом государственных расходов.
При этом в Moodyʼs считают, что доля проблемных кредитов в банковской системе в ближайшие 12-18 месяцев практически не изменится и будет колебаться на уровне чуть ниже 10% от общего объема кредитов, а снизиться может максимум до 9,4%.
Ранее в октябре первый заместитель председателя Центробанка РФ Ксения Юдаева в авторской колонке изданию «Эконс» перечислила ключевые, на ее взгляд, проблемы российского банковского сектора.
Как полагает первый зампред ЦБ, основными факторами, повлекшими отзывы лицензий у российских банков, стали попытки скрыть проблемы в банках и в бизнесах собственников, недостаточно эффективный риск-менеджмент, а также слишком сильная ориентация банков на залоговые кредиты и кредиты собственникам.
При этом Юдаева указала, что «банки и другие финансовые институты часто склонны перекладывать валютные риски на заемщиков». «А заемщики (возможно, как и сами финансовые институты) их недооценивают — не понимают, что разница в процентных ставках между рублевыми и валютными кредитами покрывает валютный риск», — пояснила первый зампред ЦБ.
Между тем Набиуллина уверена, что российская банковская система устойчива и может наращивать кредиты экономике.
«В целом банковская система устойчива, достаточный капитал, достаточная ликвидность, может наращивать кредитование, поддерживать экономический рост. Кредиты экономике в целом за первые восемь месяцев в годовом выражении выросли на 9,8%. И это не только потребительские кредиты, о которых все знают, что там высокие темпы роста, и мы охлаждаем, но и кредитование реального сектора экономики, предприятий — растет», — заявила глава ЦБ 24 сентября в ходе встречи с президентом РФ Владимиром Путиным.
По данным регулятора, в январе—августе 2019 года прибыль банковского сектора выросла в 1,6 раза до 1,4 трлн рублей. При этом количество прибыльных организаций превысило число убыточных.