Posted 14 ноября 2019, 13:05
Published 14 ноября 2019, 13:05
Modified 30 марта, 15:31
Updated 30 марта, 15:31
Трагедии в Амурском строительном колледже в Благовещенске, где 19-летний Даниил Засорин расстрелял из ружья своих однокурсников и покончил с собой, можно было избежать. Об этом «Росбалту» заявила психолог-профориентолог Алла Колосова. Возможной причиной стрельбы полиция назвала конфликт в коллективе. Однако, по мнению специалиста, подобные кровавые инциденты можно было бы предотвратить, если бы в российских колледжах на постоянной основе работали психологи и социальные педагоги.
«В колледжах по структурной сетке есть позиция психолога, но по факту он бывает не везде. Есть психологи, которые работают на полставки. Зачастую хорошие специалисты не хотят идти на ту зарплату, что предлагают в ССУЗах. В итоге за климатом в учебных группах наблюдает только мастер или ответственный за группу, но этого оказывается недостаточно. В идеале должна быть профилактика таких инцидентов — социальный педагог и психолог могут выявлять детей, у которых проблемы с коллективом, рассказывать о них на педсовете, связываться с родителями», — считает Колосова.
По мнению психолога, было бы неплохо внедрить практику передачи характеристик на подростков при переходе из школы в колледж или университет.
«Но она должна быть не формальной — какой, мол, хороший мальчик, а учитывать психологические особенности, указывать, в благополучной ли семье он рос, были ли вспышки агрессии или какие-то тревожные прецеденты. Первичная информация помогла бы в профилактике таких ужасных случаев», — уверена специалист.
По словам Аллы Колосовой, в колледж человек поступает еще не созревшей личностью, и огромное значение имеет период адаптации к новой группе, ведь в каждом коллективе человек играет свою роль.
«В группе, видимо, оказались яркие личности, а Даниил был замкнутым, может, даже чуть забитым. Ребята по каким-то параметрам его не принимали в свою компанию. И Даниил пришел с ружьем, чтобы отразить эту агрессию, показать, что он сильный, отомстить обидчикам. И ведь неизвестно, сколько шла травля — несколько месяцев или недавно был случай, спровоцировавший то, что он перешагнул эмоциональный порог и был готов к такому всплеску».
Психолог утверждает, что на буллинг каждый человек реагирует по-своему: кто-то выражает прямую агрессию, кто-то замыкается в себе. Любая информация воспринимается через призму своего опыта и вызывает разную реакцию — от обиды до самоиронии. При этом травля бывает разная и распространена она повсеместно: подтрунивание и подшучивание — это уже первичная эмоциональная травля. Ситуация ухудшается, когда преподаватель не реагирует на происходящее.
«В учебных заведениях нужно внедрять уроки психологии вне зависимости от профиля обучения, — считает Алла Колосова. — Рассказывать детям, что такое эмоциональный интеллект, показывать фильмы, социальные ролики, обсуждать их всем коллективом. Уже на этом этапе можно услышать суждения детей, которые станут некими маячками — по ним удастся спрогнозировать, на что способен подросток».
Напомним, 14 ноября в Амурском колледже строительства и жилищно-коммунального хозяйства в Благовещенске четверокурсник открыл стрельбу по одногруппникам. Убит один человек, еще трое ранены. Сам Засорин покончил с собой.