Posted 11 ноября 2019, 19:28
Published 11 ноября 2019, 19:28
Modified 30 марта, 15:33
Updated 30 марта, 15:33
Дело журналиста «Росбалта» Александра Шварева слушалось в Тверском суде столицы в присутствии двух его адвокатов и коллег по перу. Судья Елена Булгакова объявила, что суд постановил рассмотреть ходатайство следователя о заочном аресте в отсутствие обвиняемого, объявленного в международный розыск. Журналист обвиняется по ст. 163, часть 3 УК РФ (вымогательство с отягчающими вину обстоятельствами) и ст. 128.1 УК РФ (клевета). Оклеветан, по версии обвинения, был бизнесмен Алишер Усманов, деньги же вымогались у предпринимателя Кенеса Ракишева.
По просьбе защиты к делу приобщили справку о том, что Шварев работает обозревателем «Росбалта» с 1 февраля 2008 года, его характеристику с места работы, а также его процессуальную позицию.
Затем свою позицию изложил следователь 8-го отдела следственной части Главного следственного управления ГУ МВД РФ по г. Москве Петр Тапилин. Он обосновал ходатайство тем, что, по его версии, Шварев скрылся от органов предварительного следствия. Тапилин просил также учесть особую тяжесть преступления, в котором обвиняется журналист.
«По месту регистрации Шварев не проживает. По делу не установлены все участники», — подчеркнул следователь. По его мнению, Шварев якобы может угрожать свидетелям и потерпевшим, уничтожать доказательства или иным путем препятствовать проведению следствия. Ходатайство следователя поддержала прокурор Гаянэ Григорян.
Судья заметила, что в распоряжении следствия имеются оперативные материалы, в том числе, содержимое почтовых ящиков и оптических дисков обвиняемого, также распечатки телефонных переговоров.
Слово было предоставлено защите. Адвокат Игорь Бушманов скрупулезно изложил возражения на ходатайство об избрании меры пресечения: позицию следствия защита считает «явно необоснованной и ангажированной».
По словам адвоката, следствие не привело никаких достаточных и убедительных доказательств преступлений Шварева и не представило объективных доводов в пользу испрашиваемой меры пресечения. Защитник отметил, что следствие обманывает суд, говоря об отсутствии у Шварева места работы и источников доходов.
В материалах ходатайства, как подчеркнул адвокат, отсутствуют протоколы допросов лиц, якобы потерпевших от действий Шварева — Алишера Усманова и Кенеса Ракишева. Имеются лишь протоколы допросов их представителей. Причем, если представителем Усманова является некто Н.Б. Крылов, то допрошено следователем и вовсе третье лицо — Владимир Усенко. Получается — «представитель представителя»!
Представителем же Ракишева является некий помощник адвоката М.А. Гришин, который, по словам Бушманова, не привел никаких конкретных сведений ни о событии преступления, ни о причастности к нему Шварева. При этом в качестве места преступления указано строение 2 дома 6 по Пресненской набережной, где никаких офисов бизнесмена Ракишева не располагается, а находится офис украинской юридической фирмы «Ильяшов и партнеры».
Защитник охарактеризовал это как «заведомо ложный донос с обвинением в совершении особо тяжкого преступления и фальсификацию доказательств». Приобщенные к делу полицейские рапорты и прочие процессуальные документы, по словам адвоката, не отвечают требованиям УПК РФ, не обладают признаками относимости, недостаточны для обоснования выдвинутых подозрений и вовсе не свидетельствуют о противоправных действиях журналиста.
Также адвокат Бушманов подверг сомнению правомерность проведенных у Шварева обысков, заметив, что для их обоснования Симоновскому суду столицы были представлены подложные данные о личности подозреваемого — попросту дана справка на другого Александра Юрьевича Шварева, дважды судимого.
Также адвокат подчеркнул, что Александр Шварев не только не совершал преступлений, но и не скрывается от следствия, которому известен его нынешний адрес в Риге.
«Явно незаконные обыски у известного российского журналиста и в ведущем информационном агентстве России, надуманное и незаконное уголовное преследование вызвали осуждение среди представителей журналистского сообщества, — выразил мнение защитник. — Ситуация вокруг Шварева находится в сфере пристального внимания СМИ. Шваревым уже приняты меры к международным способам защиты нарушенных прав журналиста, что может повлечь неблагоприятные последствия для интересов и бюджета РФ».
Адвокат Бушманов попросил суд отказать в удовлетворении ходатайства следователя, а также вынести постановление в адрес полицейских чинов по выявленным нарушениям закона.
Суховато-документальное выступление адвоката Бушманова было дополнено краткой эмоциональной репликой адвоката Карена Нерсисяна. «Я еще не видел, чтобы с заявлением о возбуждении дела обратился другой по доверенности!» — воскликнул опытный юрист, заметив, что это смахивает на женитьбу по доверенности.
Адвокат подчеркнул, что «Усманов и Ракишев — два мощнейших олигарха, которые не просто занимаются бизнесом, но делают политику». Нерсисян обратил внимание на то, что вымогатели, в том числе и среди журналистов, бывает, требуют деньги за отказ от публикации компромата — однако Швареву инкриминируется опубликованная статья относительно Ракишева.
«Как можно вымогать взятку за то, что уже опубликовано?!» — воскликнул защитник, напоминая, что в век интернета уже не пройдет та ситуация, когда «арестовали весь тираж газетенки и уничтожили». «В 2018 году Александр был в Москве, что мешало допросить его? — спрашивал защитник. — Что мешает оформить привод, когда он появится в России?»
По мнению Нерсисян, налицо попытка «заткнуть рот журналистам» и уменьшить «последний островок свободы». Защитник призвал суд не принимать в этом участия, «чтобы вашими руками не опозорили Россию».
Однако судья Булгакова не вняла доводам защиты, после краткого совещания удовлетворив ходатайство следствия. Суд постановил «избрать в отношении обвиняемого Шварева Александра Юрьевича меру пресечения в виде заключения под стражу и установить срок содержания Шварева под стражей в течение двух месяцев с момента передачи последнего правоохранительным органам РФ в случае экстрадиции или депортации на территорию РФ или с момента его фактического задержания на территории РФ».
«Постановление не является правосудным, поскольку ни одного документа, подтверждающего причастность Шварева к инкриминируемым ему деяниям, суду представлено следователем не было, — заметил адвокат Игорь Бушманов корреспонденту „Росбалта“ в суде. — Более того, мы представили доказательства, свидетельствующие о явно незаконном уголовном преследовании в отношении нашего подзащитного, о наличии фальсификации доказательств по уголовному делу. Суд должен учесть эти обстоятельства и принять к сведению, что Шварев не уведомлялся ни об одном следственном действии в отношении него, о подозрении, выдвинутым еще дознанием в мае месяце, о возбуждении уголовного дела и о предъявлении ему обвинения. Поэтому говорить, что он скрывается и каким-то образом препятствует проведению расследования, преждевременно и незаконно».
Постановление будет обжаловано защитой в Мосгорсуде.
Леонид Смирнов