Posted 5 ноября 2019, 17:40
Published 5 ноября 2019, 17:40
Modified 1 февраля, 00:10
Updated 1 февраля, 00:10
Мусорную реформу россияне с самого начала встретили весьма прохладно. Одни были недовольны работой только что появившихся региональных операторов, другие — начисленными за вывоз мусора суммами, которые считают несправедливыми. Как результат, неплатежи со стороны коммерческих компаний достигли 70%, со стороны физических лиц — 20-35%, рассказал РБК гендиректор «Российского экологического оператора» Денис Буцаев.
Что позволяет россиянам не платить, чем грозит эта ситуация самим должникам и всем нам в не очень отдаленной перспективе, рассказала «Росбалту» исполнительный директор национального центра общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства «ЖКХ Контроль» и эксперт ОП РФ Светлана Разворотнева.
— Почему россияне не платят за вывоз мусора?
— Во-первых, у компаний, которые только пришли на этот рынок и стали региональными операторами, не было актуальных баз данных, и взять их было неоткуда. Их нужно было где-то собирать, покупать. В случае с регионами, в которых платежи за вывоз мусора зависят от площади квартиры, таких баз не было в принципе. Чтобы выставить корректный платеж, региональным операторам нужно было обращаться в Росреестр и по каждому получать выписку. Это обходится очень дорого, поэтому всякий выкручивается, как может. Например, в Московской области один регоператор вступил в коалицию с фондом капремонта, у которого как раз есть данные по квадратуре, второй — с электроэнергетиками. Но порядка в этой сфере пока не прибавилось — платежи либо не выставляются вовсе, либо выставляются неправильно. Россиянам приходят квитанции, в которых не то количество квадратных метров или вообще не та фамилия. И люди просто не платят.
Во-вторых, россияне считают начисленную сумму несправедливой: либо они накапливают мусора меньше, чем устанавливает норматив, либо просто не понимают, почему мусор вывозят по-прежнему или не вывозят вообще, хотя плата выросла. Людей это возмущает, а механизмов принуждения как таковых у нас нет. Для юридических лиц, кстати, тоже никакой серьезной ответственности за неплатежи не предусмотрено, и они этим пользуются.
Закон дает возможность оплачивать услугу по фактическому потреблению, но на практике, воспользоваться своим правом крайне сложно. Региональные операторы начинают выставлять кучу каких-то дополнительных требований. Например, у каждого контейнера должен стоять часовой или камера, чтобы гарантировать, что никто чужой не выбросит туда мусор.
Но я думаю, это болезнь становления. Постепенно все эти перегибы уходят. Помню, еще в июне было 50% неплатежей, сейчас уже 30%, так что ситуация все равно выправляется. Во многих регионах сейчас снизили тарифы. Это тоже позитивно сказалось на настроении граждан, чего не скажешь о самих регоператорах, которые заявляют, что вот-вот разорятся.
— Какое наказание грозит за неплатежи?
— Региональный оператор может подать в суд. Решения по таким делам сейчас принимаются в упрощенном режиме. Если мировой судья признает долг и обяжет должника заплатить, решение передадут судебным приставам для его исполнения. С учетом того, что у нас в принципе исполняется только 50% судебных решений, а по ЖКХ и того меньше, есть сомнения, что приставы вообще до кого-то дойдут. Тем более, если регоператоры даже понять не могут, кто у них неплательщик.
— Что делать, когда в платежке ошибка?
— Если платеж зависит от площади, а в квитанции квадратных метров в два раза больше, чем есть по факту, нужно написать претензию в организацию, которая выставила платежку, с требованием пересчитать. Факт оплаты не означает согласия с выставленной суммой.
Я обычно советую сначала платить, потом разбираться. Но если квитанция выставлена на чужое имя, это означает, что она выставлена не вам. Регоператор, подавая в суд, должен будет предоставить персональные данные должника. По крайней мере — ФИО и адрес. Если фамилия не соответствует указанной в платежке, ему не удастся в суде доказать, что платеж выставлен именно вам. В таком случае прежде чем оплатить квитанцию, нужно разобраться.
— А если я не хочу тратить свое время на исправление чужих ошибок?
— Пока регоператор не найдет свою ошибку, вы вправе не платить. Я думаю, вам ничего за это не будет, тем более, что платежка- по факту — выставлена не вам.
— Если россияне продолжат не платить, регоператоры обанкротятся?
— По данным «Российского экологического оператора», в отрасли работает больше 200 компаний. Насколько я знаю, в зоне риска порядка 20 из них. Я не исключаю, что какое-то количество компаний уйдет с рынка. С запуском мусорной реформы в отрасль пришли компании, далекие от этой сферы. Они думали, что здесь можно быстро «срубить» денег, практически ничего не делая, лишь выступая финансовым посредником между гражданами и подрядчиками. Когда с ними заключали контракты, у них не было ничего: 10 рублей на счету и полное отсутствие своей материально-технической базы. Они заключают договоры с теми же перевозчиками, которые работали раньше. Многие региональные операторы — чистой воды посредники. Теперь они начинают понимать: деньги собираются не так быстро, как хотелось, а чтобы наладить поток, нужно как минимум собрать базу данных. Я думаю, пыль осядет, придут люди, которые основную прибыль будут получать на переработке, сортировке. Это нормальный, естественный процесс. Я ничего ужасного в этом не вижу.
— Кто будет заниматься мусором в случае их банкротства?
— У регионов есть право назначить новую компанию по временной схеме, пока действующего регоператора не признают банкротом.
— Если в эту сферу больше никто не придет?
— Такие истории есть, например, в Крыму. Насколько я помню, там шли разговоры о создании государственного унитарного предприятия. Но если посредники уйдут, ничего страшного не произойдет. За какое-то время рынок очистится.
Беседовала Анна Семенец
«Росбалт» представляет проект «О мусоре — начистоту!», призванный напомнить, что проблема грамотной утилизации отходов касается любого из нас, и каждый может внести свой вклад в ее решение. И от того, какие ответы мы найдем сегодня, будет зависеть качество нашей жизни завтра.
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.