Тюрингию в России знают довольно слабо, в отличие, скажем, от другой восточногерманской земли — Саксонии. Однако 28 октября она оказалась на одном из видных мест в российских новостях. Накануне там прошли выборы регионального, то есть земельного парламента, на которых два первых места заняли партии, которые всего за неделю до этого пытались добиться в федеральном парламенте Германии (Бундестаге) отмены санкций против России.
На первом месте с Тюрингии более с 30% «Левая» партия, сформированная в значительной мере бывшими коммунистами из ГДР. Ну а на втором — праворадикальная «Альтернатива для Германии», которую поддержали более 24% избирателей.
Христианско-демократический союз проиграл националистам около 3% и получил немногим менее 22% голосов. Дальше, как сообщают немецкие СМИ, следуют входившие последние годы в правящую коалицию социал-демократы, у которых всего 8,7%, затем «Союз-90»/«зеленые», получившие чуть более 5% и, наконец, Свободная демократическая партия, набравшая ровно 5%.
Некоторые российские СМИ на этом основании подают итоги выборов в Тюрингии как сенсационные, называя их решительной победой пророссийских сил. В реальности же «Левая» партия побеждала на выборах в этой немецкой федеральной земле еще в 2014 году, и с тех пор Тюрингия жила под руководством коалиционного правительства, во главе которого стояли «левые», взявшие в качестве младших партнеров в правительство зеленых и социал-демократов.
Лидер местных «левых» Бодо Рамелов сумел сформировать в 2014 году кабинет министров, который проработал (достаточно успешно) до 2019 года. Избиратели, как видно, позитивно оценили его работу. Так что в успехе «Левой» партии вообще никакой сенсации нет. Ее предсказывали все аналитики и пресса. С этой точки зрения региональные выборы в Тюрингии вряд ли серьезно отразятся на политической ситуации в стране в целом.
Немного другая ситуация с результатами «Альтернативы для Германии» и ХДС. Согласно большинству прогнозов, христианские демократы должны были с небольшим отрывом опередить националистов, однако получилось наоборот. Ожидалось, что АдГ улучшит свой результат 2014 года вдвое (с 10,4% примерно до 20%), однако они повысили его в 2,5 раза. Что касается ХДС, то правящая в ФРГ партия продолжает терять голоса избирателей на землях бывшей ГДР.
Тут стоит напомнить, что именно благодаря бывшим социалистическим землям христианские демократы уверенно побеждали на многих выборах после воссоединения Германии. Избиратели бывшей ГДР, очевидно, возлагали на них очень высокие (скорее, даже завышенные) ожидания. Но последние три десятка лет показали, что жизнь, как обычно, сложнее, чем многим хочется. В итоге, несмотря на то, что формально немцы никогда не жили так хорошо, как при Ангеле Меркель, избиратели восточных немецких земель показывают, что недовольны нынешними властями страны.
И тут, очевидно, речь не только о страхе перед миграцией, на котором изначально активно играла «Альтернатива для Германии». Судя по успехам «Левой» партии, изменение настроений избирателей на востоке ФРГ связано, в первую очередь, с их плохим социальным самочувствием. Возможно, в среднем по стране и растут зарплаты и пенсии, но избиратели бывшей ГДР видят ситуацию как-то иначе.
Вдобавок, Германия вступила в период так называемого «инфраструктурного проклятия», когда начинает отчетливо ветшать, а местами и разваливаться то, что было создано в период бурного роста в 1960-1970-е годы. И для восточной части страны, где инфраструктура была качеством пониже, как и все остальное, очевидно, это более актуальная проблема.
Наконец, единая Германия, к которой немцы так стремились до падения Берлинской стены, перестала сама по себе быть ценностью — теперь это повседневность. Так же, как и формальный экономический рост. Немцы привыкли жить без глубоких кризисов, их раздражают уже не войны или голод, а куда более мелкие неприятности. И источником этих неприятностей в бывшей ГДР уже около 50% избирателей (а в Тюрингии, выходит, что и больше) видят нынешнее правительство во главе с Ангелой Меркель.
Так что выборы 2021 года в федеральный парламент будут для ХДС тяжелым испытанием. Полное поражение партии Меркель сейчас прогнозировать вряд ли возможно, но не исключено, что в коалицию вступать ей придется с теми политическими силами, которые сегодня христианские демократы по инерции называют маргинальными.
Для нынешних российских властей это и правда будет удачей, потому что Кремль ранее сделал ставку на сотрудничество именно с этими политиками — как левыми, так и националистами. И тут российские СМИ, вероятно, правы. Правда, они забывают, как меняются политики, переходя из лагеря маргинальной оппозиции в правящую коалицию. Так что не факт, что та же «Альтернатива для Германии», как это уже сделали «Левые» в Тюрингии, не превратится во вполне респектабельную парламентскую партию, защищающую практически те же идеи, которые сейчас отстаивают те же христианские демократы. В том числе, и во внешней политике.
Иван Преображенский